Шерматов Д.Ш.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК
В духе глобализации информационного пространства, демократических реформ в сфере культуры оживились дискуссии вокруг педагогической деятельности библиотек. Разногласия, недооценка воспитательной работы библиотек в основном связаны с малоразработанностью теоретических и методологических вопросов библиотечной педагогики.
В условиях демократизации общества, свободы личности, всеобщего доступа к мировой информации, плюрализма мнений идеологическая направленность в воспитательной деятельности библиотек явно не одобряется. Не убедительно и мнение, что целью руководства чтением является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, максимальное удовлетворение и развитие читательских интересов и потребностей. Такое определение является чрезвычайно широким и в то же время сужает специфические задачи библиотек, сложившиеся в современных условиях.
Основная цель библиотечной деятельности - это максимальное и оперативное удовлетворение и развитие информационных потребностей в интересах личности и общества. Главная цель абонента - найти нужную, достоверную, актуальную информацию для выполнения определенных социальных функций. В любом случае основным принципом пользования библиотекой остается свобода выбора информации. Чтобы эффективно пользоваться информацией, абоненту требуется умение и навыки поиска, выбора, восприятия, оценки и пользования информацией. Формирование этих знаний и умений является воспитательными задачами библиотек. В результате реализации этих задач достигается генеральная цель воспитательной работы - информационная культура.
Информационная культура является подсистемой в общей системе человеческой культуры, информационном обществе. Как относительно самостоятельная система (подсистема) она состоит из следующих компонентов:
Формирование этих знаний, умений и навыков является задачей воспитания информационной культуры.
Необходимость формирования культуры поиска источников информации обусловлена законом рассеянности информации (по В. И. Трёшину), интеграции, дифференциации наук и другими факторами. Для сбора необходимой информации наряду с традиционными библиотечными средствами (справочно-библиографический аппарат - СБА) широко используется электронная информационно-коммуникативная технология. Абоненту наряду с библиотечно-библиографическими знаниями, необходимо знание основ информатики.
На восприятие и оценки содержания информации влияет ряд объективных и субъективных факторов. Важная задача библиотек - формирование критико-аналитического мышления, умение оценить (положительное или отрицательное) содержание информации. Этому могут способствовать различные критико-аналитические, дискуссионные формы работы с абонентами.
Формирование правильного мнения о содержании полученной информации непосредственно или опосредовано влияет на оценку жизненных явлений, определение деяний в различных жизненных ситуациях. Эти воспитательные задачи библиотек реализуются в комплексе, во взаимосвязи. В результате реализации этих задач достигается цель воспитания - информационная культура.
Повышению эффективности воспитательной работы может служить типология абонентов библиотек на основе признака информационной культуры. По интенсивности проявления трёх аспектов информационной культуры можно выделить пять основных групп абонентов:
Мы ограничились выделенными основными группами абонентов библиотек.
Проведённая типология абонентов по уровню информационной культуры не умаляет значение других признаков: уровня образования, характера трудовой деятельности и др. Допустим и подход, когда те или иные социально-демографические группы анализируются по признаку информационной культуры. Типология абонентов на основе признака информационной культуры является основой определения стратегии и тактики воспитания информационной культуры в каждой группе абонентов.
Итак, целью воспитательной работы библиотек является целенаправленное, динамичное, систематическое формирование знаний, навыков использование информации всеми средствами педагогической и информационной работы библиотек. Все эти качества в целом характеризуют информационную культуру абонентов.