Хомякова И.Г.

ЮНЕСКО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА:
(К 60-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ)

ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, специализированная межправительственная организация в системе ООН, была создана 16 ноября 1945 г. в Лондоне на учредительной конференции представителей 37 стран. Устав Организации был утвержден и вступил в силу через год, 4 ноября 1946 г. Это обстоятельство объясняет вариативность в датировке (1945/1946 год) создания организации в различных источниках. Тем не менее, 2005 год действительно является годом 60-летия образования этой крупнейшей Организации. В ноябре текущего года в Париже будет проведен широкомасштабный международный симпозиум по истории ЮНЕСКО в связи с этой знаменательной датой.

За 60 лет своего существования ЮНЕСКО сформировалась в своеобразный интеллектуальный форум в системе ООН, позволяющий в неконфронтационном, деполитизированном ключе вести поиски решений глобальных проблем современности посредством развития сотрудничества в сферах культуры, науки и образования. Сегодняшняя философия, идеалы и ценности ЮНЕСКО нацелены на формирование многополярного, демократического мироустройства, преодоление духовной разобщенности народов, равноправие государств, уважение целостности и многообразия культур, создание моделей взаимосвязанной, взаимозависимой и поликультурной архитектуры мира. (Дипломатический вестник. 2000. № 4).

В настоящее время ЮНЕСКО объединяет около 190 государств и ассоциативных членов. Она сотрудничает с более чем 600 неправительственными организациями и фондами, международными и региональными структурами.

Какое внимание уделяет сегодня ЮНЕСКО библиотечной и информационно-библиографической деятельности в рамках своей целостной стратегии международного сотрудничества в области культуры, науки и образования? Какие новые аспекты будут определять будущее развитие международных профессиональных взаимодействий?

В структуре ЮНЕСКО всегда имелись отделы, содействовавшие развитию библиотечно-библиографического, информационного, архивного дела, документации. Во время реорганизации в 1976 г. существовавшие тогда отделы "Документация, библиотеки и архивы" и "Научно-техническая документация" слились в единый отдел "Общей программы по информации". В настоящее время вся тематика, связанная с развитием вышеназванных отраслей, находится в ведении сектора "Коммуникация и информация" (Communication and Information - CI), созданного в структуре ЮНЕСКО в 1990 г. Возглавляет сектор CI Абдул Вахид Хан (Индия).

Сектор состоит из следующих отделов: отдела развития коммуникации; отдела свободы выражения убеждений, демократии и мира; отдела информационного общества. Сектор выделяет "три принципиальных стратегических цели" своей деятельности: 1) Содействие свободному развитию знаний и свободного доступа к информации; 2) Содействие сохранению плюрализма и культурного разнообразия в медиа-средствах и в мировых информационных сетях; 3) Содействие всеобщей доступности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Тематическая направленность деятельности сектора CI чрезвычайно широка - это не только архивы, библиотеки, информационно-коммуникационные технологии, образование в области информации и коммуникации, СМИ и медиа-центры, но и обширная комплексная проблематика, касающаяся всех аспектов информатизации социокультурного пространства. Она включает такие актуальные проблемы, как сохранность документального наследия; молодежь и информационное общество; многоязычие в киберпространстве; информационная грамотность; законодательные, управленческие и этические аспекты создания информационного общества; независимость прессы и открытость информационных каналов; помощь национальным и региональным организациям развивающихся стран в их деятельности по развитию информационных технологий и т.д. (http://portal.unesco.org/ci).

Таким образом, основное внимание уделяется вопросам разработки и применения информационно-коммуникационных технологий, этических и правовых норм в целях гармонизации обмена информацией в мировой мультикультурной системе, формированию политики и стратегии для расширения доступа к информации и ее оптимального использования в интересах социального развития, демократии и мира.

Данная тематика отражается в международных мероприятиях и проектах, осуществляемых сектором, а, самое главное, находит реальное воплощение в основных программах информационно-коммуникационного направления. Сектор CI обеспечивает реализацию двух крупных межправительственных программ ЮНЕСКО в области коммуникации и информации: "Международной программы развития коммуникаций" (International Programme for the Development of Communication - IPDC) и программы "Информация для всех" (Information for All Programme - IFAP).

Первой по времени принятия программой ЮНЕСКО, нацеленной на укрепление потенциала в области коммуникации и информации, является "Международная программа развития коммуникаций" (МПРК), утвержденная на 21-й сессии Генеральной конференции в 1980 г.

В резолюциях ЮНЕСКО и уставных документах МПРК говорится, что целями программы являются: оказание помощи странам в создании инфраструктур различных видов коммуникации с целью социального и культурного развития, улучшения международного обмена информацией, принятие мер для преодоления политических, экономических, торговых, финансовых и технических трудностей, которые мешают более свободному и сбалансированному обмену информацией. (http:// www.unesco.org/webworld/ipdk).

Данная программа, членами которой являются 40 стран, поддерживает в настоящее время свыше 100 национальных и межгосударственных проектов по развитию информационно-коммуникационных систем, подготовке кадров в области информации, развитию местного производства аудиовизуальных СМИ, расширению сети кафедр ЮНЕСКО по информации и коммуникации (ОРБИКОМ). Эта сеть, созданная ЮНЕСКО в 1994 г. на базе Квебекского университета по осуществлению международного сотрудничества между университетами и специалистами по коммуникации и информатике, ныне объединяет кафедры ЮНЕСКО по информации в крупнейших университетах 70 стран мира, в том числе в России (в 37 вузах). (Дипломатический вестник. 1998. № 3; Международная жизнь. 2003. № 2).

В 2000 г. ЮНЕСКО выдвинула новую программу в сфере развития информационной и коммуникационной деятельности - программу "Информация для всех". В ее основу были положены две важнейшие программы предыдущих десятилетий: "Общая программа по информации" и "Межправительственная программа по информатике". Новая программа формулирует глобальные цели информационного развития мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий, определяет общую для всех стран стратегию, методы и инструментарий для строительства правового и свободного информационного общества. (http:// www.unesco.org/webworld/ifap).

Основной предмет программы - это информационная политика, ориентированная на человека, на развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Поскольку именно от людей зависит, каким путем будет развиваться человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. Само название программы - "Информация для всех" - говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы от технократической до гуманистической. Сегодня во главу угла новой мировой информационной политики ставится не технология, даже не сама информация, а человек.

По убеждению Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура (Япония), программа должна способствовать активной международной дискуссии о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с формированием глобального общества знаний, и осуществлять конкретные программы, ориентированные на обеспечение всеобщего доступа к информации. (http://www.ifap.ru).

В настоящее время к процессу реализации программы подключились 54 страны. Россия активно участвует в этом процессе, первой из государств-членов ЮНЕСКО создав в рамках программы национальный орган. В конце 2000 г. в соответствии с поручением Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Для работы в Комитете были приглашены ведомства и организации, ответственные за формирование государственной политики в сфере информатизации России. В 2001 г. в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) в рамках программы ЮНЕСКО при содействии Минкультуры России был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТСС).

Какая же роль предназначена библиотечно-библиографическим учреждениям в реализации важнейших программ ЮНЕСКО информационно-коммуникационного содержания? Не "выпадут" ли библиотеки из контекста авангардных, устремленных в будущее проектов международного масштаба? По мнению руководителей ЮНЕСКО, этого не может произойти вследствие особой культурно-исторической миссии библиотек.

Библиотеки и библиотекари, считает ЮНЕСКО, должны играть ключевую роль в содействии создания свободного и справедливого всемирного информационного общества. Библиотеки являются существенными и неотъемлемыми компонентами любой стратегии, нацеленной на совершенствование доступа к информации. Развитие информационных технологий, и особенно Интернета, полностью сформировало новую среду, в которой роль традиционных информационных служб должна быть тщательно пересмотрена. Возможности создания глобальных коммуникационных сетей, электронные средства создания и передачи информации существенно видоизменили функции приобретения, хранения и распространения информации и знаний. Однако деятельность библиотек по обеспечению демократического доступа к общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, культуре ни в коей мере не утратит своего значения в условиях информационного общества. (http:// www.unesco.org).

Хочется надеяться, что библиотечно-библиографические учреждения смогут внести достойный вклад в развитие и осуществление прогрессивных идей и инициатив ЮНЕСКО, направленных на развитие объективных интеграционных процессов в области информации и коммуникации.

Hosted by uCoz