Черных О.В.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ:
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Концепцию развития коммуникативных систем связывают с социальной динамикой, обусловливающей процессуальность систем в целом. Первоначально идею системно-процессуальной модели развития высказал П. Сорокин, который ввел в научную теорию представление о динамике как виде модификаций и трансформаций, касающихся количественных и качественных параметров системы.

Развитие коммуникативных систем библиотеки находится в прямой зависимости от процесса инноваций в библиотечной науке и сопряжено с преобразованием внутренних и внешних систем связи. Библиотека относится к классу динамических систем и к ней применимы общие понятия теории систем (Дж. Солтон).

Зависимость развития библиотечных систем от социума в котором функционирует библиотека, подтверждается идеями К. Поппера, который обосновал критерии динамики социокультурных систем. Выстроенная им общая линия динамики представляет функциональные изменения: от общества закрытого типа к обществу открытого типа.

Исходя из этого, мы можем говорить о дескриптивности динамики библиотечных систем, т.е. особенности поведения библиотеки как системы коммуникаций, под влиянием системы высшего уровня, в нашем случае социуме, объекты которого взаимодействуют с отдельными базовыми компонентами или со всей системой библиотечных коммуникаций в целом.

Эта взаимосвязь со средой не должна приводить к конфликту. Библиотека как коммуникативная система, исполняя свою информационную функцию, обязана без разрушений "сотрудничать" с социумом. Согласно идее О. Моргенштейна, при таком взаимодействии часть библиотечной системы может быть разрушена, но структурные элементы, которые обеспечивают стойкий уровень реализации функций всей системы. должны оставаться неизменными.

Одна из первых попыток создания формальных критериев развития системы связана с идеей Г. Спенсера об усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В основу динамики библиотеки как коммуникативной системы, заложен "человеко-центрический подход" и "человеческое измерение" (А. Чачко), гуманистическая направленность которых обеспечивает коммуникативную функцию общения: от межличностного к дискурсивному в системе "библиотекарь-читатель", далее к процессам межкультурной коммуникации и общению в киберпространстве. Общение в виртуальном пространстве для библиотек в последние годы выделилось в специальную среду коммуникации, которая существует только в пределах виртуальной реальности и предопределяет отличительные черты делового общения. В современных компьютерных сетях развита возможность реализации двухсторонней связи в процессе общения между потребителями информации и библиотеками, которые ее предоставляют.

Динамичность свойственна и информационной функции библиотечной коммуникации, стремительность развития которой может быть представлена общей схемой: от закрытых форм информирования монастырских библиотек к формам информации библиотек открытого общества, далее свободный доступ к информации электронных библиотек и информационной среды Интернет.

Расширение систем коммуникаций - главная объективная динамическая особенность библиотеки. Она выражается в одновременном существовании двух динамических процессов, которые охватывают коммуникативную систему в целом: свойство первого - постепенно изменять базовые коммуникативные системы; второго - перераспределять свойства между системами. Познание этих процессов дает возможность ответить на вопрос: насколько изменчивы коммуникативные системы библиотек.

Так, информационные системы, которые стали называть электронными библиотеками, появились благодаря широкому распространению Интернет, стремительному росту емкости запоминающих устройств, а также значительным достижениям в области Web-технологий, в технологиях баз данных и документных систем. Эти предпосылки обеспечили возможность создания больших коллекций документов, в первую очередь, публикаций в электронной форме и массового доступа к ним.

Ю.Н. Столяров, указывая на истоки электронной библиотеки, обратил внимание на то, что все основные концептуальные идеи электронной библиотеки неоднократно реализовывались в синкретических собраниях документов в глубокой древности, еще в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н. э., Древнего Египта за 3100 лет до н. э. и других античных государств. В библиотеку направляли все, что достойно памяти, что представляло духовную ценность. Стоит ли повторяться, что такую же цель преследует и современная электронная библиотека.

Д. Барбер в статье, опубликованной в журнале "Library Technology Reports" указывает, что "… доля имеющегося содержимого в цифровой форме является мизерной по сравнению с объемом имеющихся печатных материалов".

Библиотечный фонд, как и все базовые коммуникативные системы, отличается динамичностью. Со времен Александрийской библиотеки все библиотеки содержат установленные фонды записанных знаний. Поскольку эти фонды растут в объеме, библиотекари помогают обеспечивать доступ все большему числу читателей к большему числу единиц фондов. Однако ни одна библиотека не может иметь исчерпывающего фонда. Совместное использование фондов становится необходимостью и является определяющей в динамике их развития.

Остановимся еще на одной базовой системе коммуникаций - рекламе. Динамика рекламной деятельности решается библиотеками комплексно, учитывая механизмы ее формирования в процессе развития библиотек: от глиняных табличек Шумера к закрытой системе средневекового монастыря, от моноидеологичной пропаганды к разнообразию взглядов на идеологию современной библиотеки, которая средствами рекламы предоставляет равный доступ читателей к библиотечным базам данных.

Тип динамичности, который свойственен системам библиотечной коммуникации, создается разумом библиотекаря и служит человеку, составляя ее основной классификационный признак.

Наблюдается динамичность и в расширении полномочий библиотекаря в информационном поиске по мере возникновения множества форматов записи и поисковых средств. "Библиотекари могут быть физическими экскурсоводами, процедурными советниками и интеллектуальными ресурсами в системах библиотечных коммуникаций".

Динамичность коммуникативных систем носит объективный характер и не может быть произвольно изменена. Мы властны управлять процессами динамики, поскольку верно понимаем природу и общие свойства коммуникативных процессов, поскольку начали постигать не только значимость, но и основную закономерность коммуникативного процесса - развиваясь, непрерывно усложняясь оставаться целостными библиотечными системами.

Hosted by uCoz