Черниченко В.И.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Педагогические аспекты культурной политики целесообразно рассматривать в контексте следующих проблем: культура как фактор формирования социокультурной среды; глобализация и сохранение целостного социокультурного пространства России; сохранение и развитие культурного наследия и народной художественной культуры; творческое развитие личности как задача культурной политики; подготовка специалистов для сферы культуры; социальная поддержка молодых специалистов, выпускников вузов культуры и искусств.

Прежде всего, обратимся к понятию "культурная политика" и ее задачам. Современные исследователи рассматривают "культурную политику" как сложный процесс "согласования интересов творцов культурных ценностей, их хранителей и распространителей". Этот процесс предполагает соединение усилий управленцев и художников на уровне любого региона. Благодаря этому, в каждом регионе культурная политика в процессе развития социокультурной сферы становится региональной культурной политикой. (Г.А. Смирнов. Культурная политика в социокультурном развитии региона: теоретические практические аспекты. Дис. канд. пед.наук, М.,1998, с.5).

Стержневыми задачами культурной политики является духовное, нравственное и социальное здоровье человека. Для того чтобы эти задачи решались на государственном уровне, "культурная политика", рассматриваемая как искусство управления внешними и внутренними процессами в области "культуры", должна иметь стратегию с четко обозначенными приоритетами ее дальнейшего развития.

В связи с этим, культуру следует понимать как фактор, созидающий государство и общество. Культура общества, государства, каждого человека - это цель и результат культурной политики.

"Культура" рассматривается учеными прошлого и современниками применительно к различным областям от агрокультуры до философии, истории и педагогики. Существует не один десяток определений этого понятия. Так, В.В.Розанов, характеризуя "сумерки просвещения", определял культуру как "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входят религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной", а Д.С. Лихачев - как "результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность".

Интересно объяснение понятия культура А.И. Арнольдовым - "культура - это непрерывно развивающийся творческий процесс…специфически человеческий феномен - социальный и антропологический".

Материальные и духовные ценности культуры запечатлены в различных формах, они прямо и косвенно участвуют в социальных и политических процессах. Высокая культура понятна большинству людей, живущих на земле, - она учит и воспитывает. На основе культурной политики в любом государстве решаются задачи развития личности, различными методами - закладываются нравственные основы общества.

Сегодня в России идет процесс создания полноценного гражданского общества. Основами такого общества является толерантность и уважение к личности, ее правам, законным интересам и насущным потребностям. Главный принцип построения такого общества - сохранение целостности культур народов, населяющих Россию, общего культурного пространства Это не значит, что россияне должны жить замкнуто, изолированно, без опоры на общечеловеческие культурные ценности.

В связи с этим, нельзя не коснуться проблемы глобализации, которая касается и культурной политики. Сегодня идет дискуссия "за" и "против" глобализации, которую иногда ассоциируют с империализмом. Всем известно, что нельзя принадлежать человечеству, не принадлежа отечеству. Культура и менталитет народов России разнообразны. Безусловно, глобализация в области культурной политики не должна привести к единообразию и угасанию национальных культур. Вместе с тем у процесса глобализации есть положительные стороны - это информатизация и , как следствие, интенсивная информация общества, внедрение новых технологий в сферу культуры. Это оказывает положительное влияние на развитие социокультурной среды, в которую так или иначе погружен каждый человек, живущий на земле. Есть мнение, что глобализация ведет к тому, чтобы весь мир решал проблемы сообща, от повседневных, до перспективных. Тогда нужно готовить молодое поколение к тому, чтобы жить в условиях глобализации, в том числе и для сферы культуры.

Очень важна в связи с этим проблема подготовки специалистов для сферы культуры. Если рассматривать проблему с точки зрения педагогики, то, с одной стороны, открываются возможности для подготовки специалистов, знающих, умеющих, творческих, способных с пользой для дела применять в работе с населением плоды глобализации, с другой - возникает риск оттока талантливых специалистов, профессионалов в области культуры в другие страны. Там большая часть их постепенно теряет творческую индивидуальность, они становятся ремесленниками в своей профессии. Правда, у данной проблемы есть и другой аспект.

Выпускники российских вузов не всегда остаются в избранной сфере труда. Это касается и выпускников вузов культуры и искусств, которые не хотят работать в социокультурной сфере тех регионов, из которых приехали, чтобы получить профессию. В связи с этим, вполне разумно, на мой взгляд, предложение Министра образования РФ В. Филиппова, прозвучавшее на расширенном заседании коллегии, о введении системы распределения молодых специалистов. По его словам, "система возврата кредитов подразумевает, что абитуриент, не слишком успешно сдавший вступительные экзамены, имеет право быть зачисленным на контрактной основе, а затем, проявив себя, перейти на бесплатную систему обучения, работая при этом после окончания вуза по распределению". (Библиотечная газета.-2002.- №5.) Выпускник должен будет отработать на том предприятии, которое ему выберет вуз. Безусловно, отношение к этому в обществе будет не однозначным, и вызовет дискуссию в обществе.

Близлежащими соседями, особенно капиталистическими странами в период существования СССР, российский народ всегда рассматривался как сильный партнер, конкурент (в экономике, политике, военной промышленности и т. д.), для одних как потенциальная угроза, для других - гарант стабильности. Культурный антагонизм также всегда был силен. В задачи культурной политики входит не просто избегать антагонизма, но искать возможность включения в полезную во всех отношениях конкуренцию в сфере культуры и содружество. Конкуренция стимулирует подготовку конкурентоспособных специалистов. Она, как правило, обусловлена геополитикой стран с близкой культурой, общими проблемами в области культуры, близкой социокультурной средой.

Для социокультурной среды характерны два взаимосвязанных процесса: профессионально-творческий и творческо-эстетический. Потребность творить в искусстве, литературе в конечном счете ориентирована на удовлетворение культурных потребностей других людей, получающих или не получающих эстетическое наслаждение от восприятия предлагаемых плодов труда, рассматриваемого той и другой стороной как оценка результата деятельности.

Обе стороны творчества - созидающая и воспринимающая - зависят от социокультурной среды, в которой живет и трудится человек. Творчество как элемент развития культуры в разных слоях общества определяется как общее и особенное, социальное и индивидуальное.

Современный человек, разносторонне образованный и развитый, может понимать сколь велико воздействие произведений искусства на формирование мировоззренческих позиций. Они развивают эстетические и нравственные чувства. Этим достигается разносторонность личности. Чем менее разносторонен человек, тем ограниченней его восприятие предметного мира, культуры, человеческих отношений. Разностороннее развитие личности возможно лишь в обществе создающем для этого условия, заботящемся о сохранении и развитии своей культуры, в том числе и народной художественной культуры.

Сохранение культурного наследия, сохранение и развитие народной художественной культуры - важнейшая сфера культурной политики. Сегодня много внимания уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. В Московском государственном университете культуры и искусств проводится исследование "Культура. Гражданственность. Патриотизм". Ученые, проводящие его, считают, что основной задачей гражданского и патриотического воспитания является научить молодежь любить свой народ, свою культуру, знать историю своего государства.

Вполне понятно, что эту задачу невозможно решить без эффективных методов сохранения и развития культурного наследия. Сегодня мы говорим о его сохранении через материальную и духовную культуру памятников архитектуры, литературы, художественного творчества и т.д. Но необходимо заботиться и о генофонде: сохранять, развивать и передавать последующим поколениям любовь к своему народу, отечеству, его культуре на генетическом уровне. Трансляция информации о народной художественной культуре через память, от одного поколения к другому - вполне реально выполнимая задача, при условии оптимизации факторов образовательных, воспитательных, просветительных. Обратимся к последнему.

Важнейшим педагогическим аспектом культурной политики является просвещение народа в области культуры. Это важная задача. В России для этого есть возможности, среди них главные - СМИ и учреждения культуры.

Отечественную культуру нужно пропагандировать. О культуре других стран и народов нужно иметь представление, но свою нужно знать основательно. Воспитание, просвещение, образование, самообразование способствуют этому. Дают возможность создать особую социокультурную среду, наполненной соответствующим содержанием. В этом отношении заслуживают телевизионные игры, развивающие интеллект и память.

Не случайно считается, что культурным может быть только то государство, которое является глубоко педагогическим. Образование и воспитание, среда, формирующая человека, определяют его культурные потребности, характер и глубину восприятия окружающего мира.

При условии отсутствия идеологического диктата и относительной доступности всех уровней образования и достижений культуры может и должен сформироваться тип толерантной личности, способной постичь духовные богатства, накопленные народом. При этом расширяются границы потребностей как в творческом самовыражении, так и в познании новых явлений и событий в мире искусств, с помощью чего человек обогащается и развивается как личность.

Человеколюбивая направленность культуры способствует созданию общества, где господствует нравственность, милосердие и сострадание. Только такое сотрудничество может формировать и развивать мир человека, открытый добру.

В нашем обществе наблюдается тенденция сделать экономическую, политическую, социальную деятельность более нравственной. Культура как нравственная категория может стать доминантой поведения молодежи, важным фактором, влияющим на экономическую, социальную и политическую жизнь государства.

Культурные процессы, происходящие в обществе сегодня, имеют четкую направленность на развитие отечественной культуры. Конечно, волна интереса к культурным новинкам Запада не спала, определенная степень подражания осталась, но это уже не носит глобального характера.

Вместе с тем престиж культурной деятельности невысок в связи с общим экономическим неблагополучием, которое пагубно отражается на состоянии культуры. Подтверждением этому служит процветание некоторых коммерциализированных эстрадных и литературных жанров, подчеркивающих снижение культурного уровня. Теперь уже открыто говорят, что коммерциализация массовой культуры зачастую разрушает нравственность, является особенно опасной для молодежи. Преодолеть ее можно лишь объединенными усилиями общества и государства.

Причиной этого является недостаточное финансирование федеральных, региональных и муниципальных культурных программ, что и вынуждает учреждения культуры и работников в сфере культуры искать источники доходов, там, где бы это делать не следовало, так как они противоречат исторически сложившимся взглядам на роль творческой интеллигенции в российском обществе.

Итак, для того, чтобы государственная культурная политика в России стала реально осуществимой, должно быть:

Hosted by uCoz