Бондаренко И.А.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА" И ДИСКРЕТНОСТЬ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ

В условиях информатизации общества осознается значение информации и знаний во всех сферах человеческой деятельности в широком социокультурном контексте. Такие феномены, как информация и информатизация общества непосредственно соотносятся с культурой человечества и личности, с основными перспективами их дальнейшего развития.

Информационная культура каждой отдельной личности и общества в целом рассматривается как часть общечеловеческой культуры. Имеется в виду интегрированное определение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных ресурсов, используемых человеком. Информационная культура предусматривает такие составные: средства массовой информации; печатные средства; новейшие информационные технологии.

В связи с этим, уточняется объем и содержание понятия “информационная культура”, которое приобрело определенную многозначность. Исходя из своей практики, некоторые библиотечные работники предлагают рассматривать информационную культуру в двух значениях: в широком и узком. Широкое значение предусматривает: состояние библиотечного фонда, постоянное пополнение новыми современными публикациями, состояние информационно-технологического оснащения библиотек, наличие библиотечных работников, владеющих умениями и навыками работы с новыми информационными технологиями. В узком значении - это комплекс требований, которые предъявляются к библиотечным работникам, их образованию, профессиональному опыту, коммуникативности, умению работать с людьми, пользоваться современными техническими средствами, оперативно обрабатывать новую информацию и предоставлять ее пользователям.

Можно привести примеры понимания информационной культуры как степени развитости информационного взаимодействия и всех информационных взаимоотношений в обществе; как уровня практического достижения развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе; степени совершенства в оперировании любой необходимой информацией.

Распространенной является трактовка информационной культуры как совокупности таких составных: новейших информационных технологий, технологической, правовой, социологической, эргономической информации, которая оказывает содействие целенаправленному влиянию на протекание социальных процессов в обществе, коллективе и воспитании сознательного отношения человека к работе, к своим правам и обязанностям.

Информационная культура тесно переплетается с технологической культурой, а именно, с оперированием информацией о различных видах деятельности. Вся сфера технологии органически связанная с информационной культурой уже потому, что сама технология (как конкретный феномен) имеет информационную природу. Здесь важны не просто знания, как таковые, а возможность их трансляции и практического воплощения с помощью различных механизмов коммуникации и социальной памяти.

Эффективность работы библиотеки как информационной системы зависит главным образом от двух факторов: качества самой системы и уровня пользования ее ресурсами. Второй фактор определяется уровнем информационной культуры пользователей.

В отечественной практике вузов культуры формирование информационной культуры сводится к овладению библиотечно-библиографическими знаниями, основами компьютерной грамотности, рациональных приемов работы с книгой. Эти направления образования носят локальный характер, и ни одно из них не может обеспечить формирование информационной культуры как целостного явления.

В профессиональном сознании информационная культура стала восприниматься ценностью и важной составной культуры информационного общества. Распространенным является понимание информационной культуры как "совокупности информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новейших информационных технологий".

Информационная культура приобретает важное значение в условиях, когда современный человек с детства погружен в информационную среду, живет среди телевидения, видео, книг, компьютерных игр. Таким образом формируется информационный образ жизни, складывается определенное представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Для сохранения библиотечных фондов на традиционных носителях равной позиции с новейшими носителями информации единственно возможной стратегией корректирования и координирования человеческого поведения по отношению к библиотечным документам может стать культивирование информационной культуры пользователей, профессиональной этики библиотечных работников, знаний, умений и навыков относительно средств, форм и методов сохранения документов.

Hosted by uCoz