Чачко А.С.

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ БИБЛИОТЕКИ

Современная формула предназначения библиотеки в основном исходит из понимания ее как культурно-цивилизационного феномена, хотя возникают и сугубо технологические трактовки: все зависит от взгляда (или аспекта исследования).

С позиций гуманистического подхода, предполагается, что неизменное предназначение библиотеки (и библиотечной профессии) - содействие развитию (саморазвитию) человека.

В круг этого обозначения входят: обеспечение каждому равного и свободного доступа к достояниям культуры, источникам информации, знаниям; систематическое изучение культурных интересов, информационных потребностей и запросов пользователей с целью их квалифицированного удовлетворения и дальнейшего развития; использование новых методов, средств, процессов и технологий, а также профессиональных знаний и мотиваций, помогающих библиотекарям реализовать их основные цели.

Как показал анализ, успешный переход на новые принципы, технологии и правила библиотечно-информационного обслуживания в наших условиях осуществляется опытными библиотекарями и менеджерами (руководителями), уже начиная с 1999 г.

Однако обычно консервативная система образования, руководствуясь представлениями о рыночных отношениях и находясь под давлением абитуриентов, начала готовить кадры для своей отрасли, переориентировав учебные планы и специальности так, что из их названий исчезло слово "библиотекарь".

Вместе с тем уже к 1999 г. стало ясно, что библиотекари - наиболее подготовлены для освоения новых заданий и даже правил компьютерно-телекоммуникационной цивилизации. Они научились сочетать их с традиционными методами, оставаясь на почве профессиональной мотивации. И были востребованы не только в библиотеках.

Существенное сокращение выпуска библиотекарей и легкая адаптация профессионалов к небиблиотечным структурам привели к кадровому кризису.

По данным Министерства культуры, 57% выпускников работают теперь не по специальности.

Помощь в разрешении кризисной ситуации в первую очередь исходит от реальной практики лучших библиотек и системы беспрерывного образования. Не менее важно уточнить и некоторые теоретические подходы.

Полезной в этом аспекте, как показал анализ, предстает социокультурная теория "Великого Разрыва" Френсиса Фукуямы.

В центре этой теории - особенности движения научно-технического прогресса и специфики развития культуры. Факт "Великого Разрыва", с точки зрения Ф. Фукуямы, обусловлен линейностью пути научно-технического прогресса и циклическим, как бы "догоняющим", характером развития культуры.

Проникая в причины очевидного несовпадения, автор подробно объясняет их циклическим развитием социальной сферы, включающим: расходование накопленного обществом социального капитала; его истощение; последующий цикл накопления / использования.

Очевидно, что такой путь длиннее, чем линейное развитие научно-технического прогресса.

Изучая в рамках библиотековедения переходного периода проблемы будущего библиотеки, мы обнаружили, что идеи Ф. Фукуямы как бы подсказывают: библиотека, участвующая в научно-техническом прогрессе (как информационный центр) и являющаяся базовой отраслью культуры, не только воспроизводит социальный капитал, но и балансирует его нестыковку с ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Так в новом контексте возникает известная кибернетическая метафора "клея для системы".

Поскольку остановить научно-технический прогресс невозможно, ибо он опирается на бесконечное стремление человека к познанию и на солидную финансовую поддержку, больше внимания следует уделять развитию социального капитала общества. Прилагая сознательные усилия к сближению этих двух основных движущих сил культуры и цивилизации, следует: задачи приоритетного, опережающего развития культурного, морального, духовного потенциала общества рассматривать как системообразующие по отношению к образовательной, воспитательной, просветительной функциям библиотеки; в подготовке библиотечных и научных кадров (в высшей школе, магистратуре, аспирантуре, докторантуре) предусмотреть нормативные профилированные курсы социологии и культурологии, снабжающие выпускников новейшими сведениями и рекомендациями о механизмах накопления культурного потенциала.

Очень важными и полезными являются для фундаментализации подготовки библиотекарей: оптимистический взгляд на историю как на будущее, признание того, что социальный и моральный порядок не обязательно следуют за политическим порядком и экономическим развитием; культурные предпосылки не должны приниматься как данность, не требующая усилий; для их реализации необходим моральный консенсус, в достижении которого признается обязательной терпимость.

Ф. Фукуяма нацеливает общество на созидание будущего с учетом выявленных факторов развития. Предложенный им подход к переменам помогает поверить в возможности влияния общества (его институтов, ученых, профессионалов и их ассоциаций) на выявленные тенденции.

Круг идей социокультурной теории Ф. Фукуямы формируется в лучших европейских традициях: автор предваряет анализ общества исследованием человека. Он выявляет ключевой признак (доверие) и ключевую характеристику (объединение, общность) для определения взаимоотношений, ведущих к успеху.

В целом социокультурная теория Ф. Фукуямы предполагает, что: в политической и экономической сферах история является линейной и прогрессирует; в социальной и моральной сферах история оказывается цикличной; накопленный социальный капитал то убывает, то возрастает на протяжении многих поколений.

Главное отличие социокультурной теории Ф. Фукуямы от его прежних трудов, а также предвидений Э. Тоффлера, состоит не в описании угроз информационного общества, но вооружает нас пониманием того места, которое библиотека занимает в процессе постоянного накопления культурного потенциала общества и содействия накоплению его социального капитала.

Если взглянуть на библиотеку как на культурно-цивилизационный феномен (а мы так и стремимся ее изучать), то ее будущее, а значит, и целенаправленно выполняемое предназначение разворачивается как обеспечение коммуникативно-просветительской, коммуникативно-образовательной, коммуникативно-информационной, социализирующей и объединяющей деятельности.

Библиотека генетически устремлена к расширению круга полномочий, необходимых ей для содействия развитию (саморазвитию) человека, умножению социального капитала общества на базе раскрытия и продуцирования культурного потенциала. Но мы должны библиотеке в этом помогать.

Hosted by uCoz