Сулейманов С.И.

ИСЛАМСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

Исламские библиотеки по праву считаются подлинными научно исследовательскими центрами мусульманского мира, неисчерпаемым источником, питающим исламскую культуру и духовность, исламскую цивилизацию в целом.

Понятие "библиотека" в арабском языке обозначают словом "мактубат", которое происходит от "кутуб" - "книга". Для обозначения мусульманских библиотек использовался и синоним: "хазинаи" - "сокровищница" ("кладовая"). В арабском языке это словосочетание означает книжную казну (книжную кладовую) или сундук, в котором собирают и хранят ценности, а также книгохранилище, где содержатся произведения и обеспечивается их целостность и сохранность. Понятие "библиотека" в арабском языке обозначают и другим словом - "китобхона" ("дом книги"). Мусульмане использовали преимущественно слово "китобхона" или "кутубхона".

Арабская письменность восходит к письму набатайцев - группе арабских племен, основавших древнее государство Набатай на востоке современной Иордании в конце III в до нашей эры и просуществовавшего по 106 г. нашей эры. В доисламский период эта письменность использовалась в управлении и администрации общин, а с момента написания арабами Корана, она обрела облик священного письма.

По поводу появления бумаги у арабов летописцы и историки рассказывают о событии, которое бытует и среди китайских коллег. Согласно легенде летом 751 г. в Средней Азии противоборствовали друг с другом два тюркских племени и ни одно не могло одолеть противника. Это заставило обоих обратится за помощью к соседям. Одно племя попросило поддержки у мусульман, другое у китайских соседей. Война вскоре закончилась победой того тюркского племени, которому содействовали мусульмане. При этом, победители пленили и несколько китайцев, которые знали секреты изготовления бумаги. Мусульмане повезли их в Самарканд и при помощи пленников основали первое в исламском мире производство по изготовлению бумаги. А в конце VIII в. при помощи китайских специалистов изготовление бумаги было освоено и в Багдаде, вскоре славу производителя бумаги приобрел и Дамаск, где была разработана и освоена технология производства самой лучшей на Востоке бумаги. Долгое время город торговал "дамасской бумагой", как особо подчеркивали торговцы. Позже бумагу стали изготовлять и в Египте, что привело к постепенному вытеснению папируса. В конечном счете, до Европы дошло и производство бумаги, прежде всего, до Испании.

Бумага, как материал для письма, положил конец кожаной основе в исламском мире, хотя для рукописного выпуска Корана определенное время использовали и кожу, и папирус.

В XIII в. производство бумаги и бумажной продукции окончательно вышло за пределы исламского мира и получило ускоренное развитие в Европе и, таким образом, мусульмане выпустили из рук производство и торговлю бумагой, которыми владели практически безраздельно в течении 500 лет.

С освоением изготовления бумаги наступил золотой период исламской книги. Увеличилось количество рукописных книг, а среди халифов-глав мусульманской общины, управленцев, состоятельных мусульман разгорелась "охота" за особо ценными и редкими книгами. Писари, каллиграфы и переписчики всюду были нарасхват, окружены почетом и уважением. Многие из них работали в библиотеках, где занимались перепиской, а по сути - тиражированием книг. Особой славой и почтением пользовались в этой многочисленной среде творцов и искусных мастеров переписчики Корана.

Во всех исламских городах и поселениях бойко велась книжная торговля, а предприимчивые переписчики и коммерсанты, вполне обоснованно возлагая большие надежды на солидные доходы, открывали книжные магазины и торговые лавки прямо у мечетей и медресе.

В период правления Аббасидов - династии арабских халифов, господствовавших в Багдадском халифате с 750 по 1258 г., Багдад был крупнейшим центром производства книг и торговли ими. В те времена в этом городе количество мастерских переписчиков и магазинов книжных изделий достигало сотни единиц. Изготовляемые в Багдаде книги достаточно быстрым потоком растекались по самым отдаленным и труднодоступным уголкам исламского мира.

Книги созданные именитыми каллиграфами или рукописные варианты-автографы признанных авторов научных и художественных произведений, стоили дорого и ценились очень высоко. И не каждый книголюб мог позволить себе купить книгу.

В Багдаде переводились книги ближних и дальних соседей, например, привезенные из Индии. И вполне естественно, что довольно быстро сформировались богатые и разнообразные личные книжные фонды, собрания рукописных книг в каравансараях, во владениях царедворцев и ученых.

Множились и фонды мечетей, медресе. По содержанию книги этих фондов были в основном религиозными, а Коран переписывался особо красиво и тщательно, хранился в мягких нежных упаковках-кассетах. Другие книги, которыми пользовались читатели и не являлись по содержанию религиозными, например исторические, медицинские, юридические, по математике и прочим наукам, как и художественные произведения, располагались в стороне от Корана.

В библиотеках учебных заведений более были представлены книги по различным сферам наук и специальностям, которыми пользовались учащиеся. При этом многие владельцы личных собраний книг предоставляли свои книжные фонды и другим читателям, вследствие чего их собственность становилась достоянием широкой общественности. В крупных библиотеках Багдада часто собирались посланцы Александрии и других городов, главным образом, для организации научных дискуссий по различным научным проблемам, а также для участия в совместном чтении художественной литературы. Библиотеки Багдада были доступны и широко образованным людям с высоким социальным статусом.

Среди прославившихся книголюбов Багдада особое место занимал халиф Хорунуррашид (766-809 гг). В своем дворце он собрал множество переводчиков, которым вменялось в обязанность переводить для него наследие древнегреческой классики. А его сын Маъмун, который правил халифатом в 813-832 гг. основал знаменитую академию "Байт-ул-хикма", которая располагала богатой библиотекой и большой обсерваторией. Здесь трудились именитые арабские, иранские, индийские и другие иноземные ученые, переводчики, каллиграфы и другие высококвалифицированные специалисты. Фонд библиотеки Маъмуна возрос необычайно и насчитывал 1 млн томов рукописных книг. Монгольские полчища, захватив Багдад в 1258 г., предали все огню.

В Багдаде распологалось еще несколько библиотек. Одна из них была основана в конце Х в. Сабр ибни Ардашером. Екути Хамави, живший в XIII в., таким образом писал об этой библиотеке: "Во всем мире нет таких книг, которые могли бы сравниться с красотой (образностью) языка книг этой библиотеки"

Библиотеки медресе располагали большим книжным фондом. Учащиеся и воспитанники, желавшие иметь личные библиотеки, получали бумагу и письменные принадлежности бесплатно для того чтобы переписать необходимые им книги.

Кроме публичных библиотек в Багдаде было и множество личных библиотек. Фонды некоторых из них располагали особо ценными и редкими экземплярами книжного дела. Среди них достойно упоминания личное собрание книг известного историка Вохиди (умер в 822г.), фонд которого составляли 600 сундуков рукописных изданий.

Конечно же, не только один Багдад располагал величественными библиотеками в исламском мире. Своими значительными и уникальными книжными фондами славились библиотеки Самарканда, Бухары, Басры, Дамаска и других городов. Мусульманские авторы, творившие на протяжении веков, оставили после себя великое письменное наследие.

Среди величественных библиотек исламского мира можно назвать и библиотеки Египта. В Каире в 909-1171 гг. правили халифы династии Фатимидов, которые внесли значительный вклад в развитие культуры. В период правления династии Фатимидов центром культуры и просвещения исламского мира была столица древнего Египта (Каир). Именно в те времена была воздвигнута и укомплектована знаменитая, величественная библиотека халифа Ал-Азиз-Боолох. Согласно одним источникам, библиотека располагала фондом более 200 тыс., другим - 600 тыс. рукописных книг. Точно установлено, что эта библиотека состояла из 40 отделов. Само сооружение изумляло зрителей своими масштабами и отделкой. Сегодня установлено, что ее фонды включали и 240 экземпляров текста Корана, которые были изящно переплетены и оформлены, а также 188 древних рукописных научных фолиантов. Значительная часть книг этой библиотеки впоследствии составили фонды академии Дорулхикмы, которую основал в 1005 г. халиф Ал-Хоким Боамруллох как учебное заведение Байтулхикмана в Багдаде. Конец правления династии Фатимидов оказался началом упадка и развала знаменитых библиотек Каира. В пожарищах было уничтожено значительное количество книжных фондов.

На заре развития и процветания книгоиздательства в исламском мире появилась необходимость издания справочных и библиографическо-энциклопедических книг. Пионером такой работы в исламском мире был Ибни Надим (умер в 1000 г.). В 987 г. он написал свою знаменитую книгу "Фехрист-ул-алам", которая в научном мире более известна под названием "Ал-Фехрест". В этой книге он изложил все написанное к этому времени на арабском языке, а также переводы произведений иноземных авторов. Ибни Надим в своей книге рассказывает также о книголюбах своего времени и их библиотеках, а также об истории книги.

Позднее, в XI в., появились подобные труды. Однако ни одна из них достигла уровня и полноты, представленной в "Ал-Фехрест".

Сложились некоторые правила пользования библиотеками. Читатель не имел права вносить исправлений в текст книги и писать на полях. Запрещалось что либо писать на любой, свободной от текста поверхности книги. Пользователь абонента не имел права пачкать книгу, отдавать кому-либо в счет долга, оставлять в залог. Кроме того, он не имел права переписывать книгу, будучи ее временным хозяином, поскольку копирование книги представляет собой один из видов присвоения книги. Иначе говоря, предусматривались меры, которые в любом случае обеспечивали сохранность книги.

Как правило, книги раскладывались на книжных полках библиотеки в ряд лицевой стороной друг к другу. Между землей и книгами оставалось пространство, чтобы не допустить отсыревания книг, уберечь от попадания воды, предотвратить гниение. Если книги "выстраивали" на деревянной поверхности, то на полку непременно клали какую-либо ткань, чтобы предотвратить случайные повреждения, удары по корешкам и лицевой стороне. Если среди книг оказывался Священный Коран, его располагали надо всеми другими. Чтобы уберечь книги от вмятин в случаях удара или соприкосновения с ними чего-либо тяжелого, разрешалось перекладывать страницы бумагой или другими вещами, пропитанными благоухающими веществами. При возвращении книги, библиотекарь просматривал книгу, полностью пролистав ее и, если обнаруживались следы использования книги не по назначению, читатель получал строгий выговор, серьезное внушение и лишался возможности пользоваться впредь услугами данной библиотеки. Читатель не имел права загибать страницы книги и пользоваться чем-либо деревянным для разрезания страниц. Он должен был пользоваться для этого специальной нежной бумагой, которую называли "джосахфай". При возвращении книги, читатель должен был поблагодарить библиотекаря, что является одной из этических норм читателя. Читатель всегда должен был оставить какой-либо залог за книгу.

Численность работников библиотеки библиотекарей зависела от масштабов самой библиотеки, ее принадлежности - личная или публичная (общественная). Вследствие этого можно достаточно полно и достоверно представить "штатное расписание" и "должностные характеристики", которые были практически одинаковы, идентичны в библиотеках исламского мира.

Глава библиотеки осуществлял общие организационные, руководящие функции, нес ответственность за культуру обслуживания библиотекарей, культуру пользования книжным фондом и поведение посетителей. Он отбирал новинки и комплектовал фонды библиотеки, контролировал работу библиографов, обеспечивал посетителей и читателей справочниками и каталогами библиотеки. Он предлагал клиентам специальные каталоги с названиями каждого тома книг, указаниями авторов, количества страниц. Он же выдавал и книги на абонентное пользование. При этом он решал, так ли необходима книга тому или иному читателю, на самом ли деле будет полезно пользование ею. В крупных библиотеках с солидным книжным фондом приглашали на помощь библиографов. В помощь библиотекарям привлекались знатные ученые. В некоторых библиотеках имелся т. наз. технический персонал.

Библиотеки пользовались финансовыми дотациями попечителей, а также бюджетами фондов пожертвований и благотворительных организаций. К примеру, средства, которые выдавал библиотекам Мухаммад ибни Абдумалик, составляли около двух тысяч динаров в год.

Таким образом, библиотечное дело ислама характеризуется богатыми древними традициями.

Hosted by uCoz