Столяров Ю.Н.

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА ДОКУМЕНТА

Документ можно определить как информацию, знаково зафиксированную искусственным способом на материальном носителе, способную служить единицей семантического процесса, в котором определение документа подлежит дальнейшей конкретизации.

Не менее сухо выглядят и многочисленные научные определения книги. Ни в одном из них не подчеркнуто, например, что книгу характеризуют эстетические и поэтические характеристики. Оно и правильно: вводить такие ограничения в теоретическую дефиницию было бы избыточно, так как эти ограничения относятся только к части книжной продукции - преимущественно к художественной литературе.

Тем не менее факт изобретения письменности, идейные и художественные достоинства книги, осознание ее колоссальной социальной роли и другие выдающиеся качества с глубокой древности подвигали величайших мыслителей, общественных деятелей, но особенно писателей и поэтов на посвящение книге самых восторженных и глубокомысленных изречений, стихотворных строк. Правда, хотя океан мировой литературы безбрежен, по отношению к числу пишущих количество поэтических слов и афоризмов о книге удручающе мало. Многие авторы обращаются к теме Книги лишь эпизодически, а отдельные, в том числе крупнейшие, вообще обошли и обходят эту тему стороной, хотя, казалось бы, кому как не прозаикам и поэтам поставить это слово в центр своего внимания.

Впрочем, тем дороже накопленные мудрые мысли о книге, посвященные ей вдохновенные произведения. Их накопилось уже столько, что появились целые сборники стихов и изречений о великом воздействии Книги на разум и душу человеческую.

Книговедение постоянно обогащается все новыми знаниями и разработками, касающимися различных нюансов литературного редактирования произведений человеческого ума, их эстетического оформления в произведениях печати. Искусство иллюстрирования, подбора гарнитур, кеглей, шрифтов, композиции набора, оформления переплета и других конструктивных компонентов книги составляют сердцевину книговедения, давно и успешно развиваются в структуре книжного дела.

Как самая уважаемая, самая авторитетная составная часть документологии, книговедение оказывает исключительно благотворное воздействие на другие части этой собирательной дисциплины. К сожалению, об этом пока еще нигде ни разу не заявлено громко, во весь голос. Между тем в оформлении банкнот, почтовых марок, афиш, плакатов, а в последние годы театральных, музейных, выставочных и даже проездных билетов, различного вида тары и упаковки и т.д., отчетливо прослеживается влияние книжного дизайна, эстетики книги, традиций и современных направлений искусства книги.

Важно заметить с этой точки зрения, что на издание рекламной продукции, правовой и финансовой документации, ценных бумаг, на оформление упаковки товаров (галантереи, парфюмерии и т.д.) расходуют, как правило, самые лучшие сорта бумаги и картона, наилучшие красители, применяют самые передовые технологии, привлекают самых лучших художников и дизайнеров - и прежде всего из среды, конечно же, специалистов в области полиграфии.

Факты использования при оформлении документа достижений книгоиздательской практики документоведы, как отмечалось, обходят стороной. Возможно, им кажется, что до всех достижений они доходят самостоятельно, однако без богатейшего опыта искусства книги их успехи были бы значительно скромнее.

Но и книговеды об этих фактах умалчивают, не придавая им, по-видимому, особого значения, считая перенятие опыта, накопленного художниками книги, делом обыденным, само собой разумеющимся. Между тем обогащение книговедческой теорией и практикой остальных разделов документологии делает книговедению честь и подтверждает ее лидирующее положение среди других документологических дисциплин.

Как и книге, различным другим видам документа и даже отдельным его компонентам, например, материальной основе, способу и инструменту записи информации, посвящены афоризмы и поэтические строки.

Ниже следуют доказательства этой мысли. В данном случае задача состоит в том, чтобы, отвлекаясь от анализа художественных достоинств приводимых цитат, продемонстрировать сам факт наличия поэтических строк, посвященных различным видам документа и документу в целом.

Профессор и поэт Владимир Иванович Терёшин написал стих "О документе - основе информационных служб общества". Для поэтического произведения заглавие, мягко говоря, своеобразное, но постараюсь воздержаться от критики. Итак:

О документ! Ты книга и журнал,
И микрофильм, и длинь магнитной ленты,
Ты радио- и телеидеал,
Фиксатор чувства, мысли и момента.

Основа ты раздумий и утех,
Тревог, раздоров увлечений, дружбы…
Ты - существо родных библиотек,
Массив музейной и архивной службы.

В стихотворении Михаила Зенкевича "Камень и папирус" (на папирусе, в частности, веками велась делопроизводственная документация) проводится мысль, что со временем "вековечный камень рассыплется в песок", тогда как "египетский папирус прочнее пирамид".

Когда же камень рассматривается в качестве писчего материала, он тоже поэтизируется. В дошедшем до нас едва ли не самом древнем документе - "Поэме о Гильгамеше" читатель информируется, что герой этой поэмы "прочел совокупно все писанья" (т.е. не только и даже, по-видимому, в наименьшей мере художественные произведения), "и принес он весть о днях до потопа…и записал на камне весь свой труд".

Балкарец Кайсын Кулиев в стихотворении "Камень" провел главную мысль - его народ "оставил свои письмена в камне: мудрость свою, и надежду, и горе".

В стихотворении Анатолия Велюгина "Партизанская школа" воспевается "берёсты свиток", который детям заменял бумагу. Генри Лонгфело в "Песни о Гайавате"(1855) на основе североамериканских индейских сказаний создал эпос, в котором, среди прочего, есть строки о берёсте как писчем материале и способах записи знаков на ней. Герой книги Гайавата изобрел письменность. Об этом говорится в следующих поэтических строках:

Из мешка он вынул краски.
Всех цветов он вынул краски,
И на белой на берёсте
Много сделал тайных знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи…

Из авторов стихотворений, посвященных некнижным видам документа, можно сослаться на Ивана Бунина, который любил, среди прочего, "И вас, и вас, дагерротипы, черты давно поблекших лиц…". Самуил Маршак автор стихотворения "Словарь". Николай Заболоцкий воспел чертеж ("Всё, что было в душе").

Книговед Алексей Сидоров написал стихотворение "Похвала экслибрису". Экслибрис он возвел, ни много ни мало в тринадцатый знак зодиака. Не имея возможности цитировать все произведение, приведу только его заключительные строки:

Волнуется невнятной благодатью
Библиофила трепетная кровь -
Тогда экслибрис высшею печатью
Запечатлеет книжную любовь!

У Маршака есть стихотворение о таком виде документа, который именуется гербом:

Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!

Закончу эту тему стихотворением самого гениального нашего поэта - А. С. Пушкина. Но вначале придется изложить предысторию появления его стихотворения о визитной карточке - без этого предмет произведения из поля зрения читателя ускользнет, ибо в тексте он не назван. Предполагается, что адресат стихотворения отлично знает, о чем идет речь.

В 1829 г. А.С. Пушкин заказал себе визитную карточку и составил список тех, кому он хотел бы ее преподнести в качестве новогоднего подарка к наступающему 1830 г. Среди адресатов была А.А. Оленина, которой в 1828 г. он предложил руку и сердце, но был ею отвергнут. С тех пор произошло много событий и в его, и в ее жизни, и поначалу он решил возобновить отношения - на сей раз чисто светские. Но в его душе всколыхнулись прежние чувства, он вспомнил о холодности своей возлюбленной, одновременно продолжала теплиться надежда на неравнодушие с ее стороны, на то, что память о нем сохранилась в ее душе.

Пушкин вычеркивает ее имя из списка потенциальных получателей визитной карточки, объясняя причины этого в следующем стихотворении:

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя,
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Визитка названа здесь памятным листком - в этом емком, лаконичном определении подчеркнута едва ли не главная функция данного вида документа. Что же касается эмоциональной стороны произведения, то в нем отражена целая гамма чувств и обреченное понимание бесполезности воскресить ее былые чувства именем на визитной карточке. Это имя для нее теперь всего лишь "мертвый след, подобный узору надписи надгробной на непонятном языке". В сердце поэта, несмотря на это, все еще таится слабая надежда на то, что в день печали возлюбленная будет тосковать о нем.

Визитная карточка, давшая повод для написания стихотворения, свидетельствует о сохранении его чистого, нежного отношения к Аннет, с одной стороны, и о ее каменных чувствах к нему, с другой стороны.

Вот на какие шедевральные строки способна подвигнуть истинного поэта такая, казалось бы, прозаическая вещь, как визитная карточка.

Сегодня даже трамвайный билет при сходном с визитной карточкой А.С. Пушкина формате имеет куда более сложное техническое и дизайнерское решение. Суть для поэта, однако, отнюдь не в формальных или эстетических признаках, она, выражаясь академично, в прагмационной составляющей одного из экземпляров визитки.

Прагматика в документологии изучает, широко говоря, бытование документа во внешней среде, и, в частности, особенности восприятия закрепленной в нем информации пользователем.

Заметим, что одновременно с визиткой Пушкиным опоэтизирован и памятник как вид документа - когда речь идет об "узоре надписи надгробной".

Сбор мудрых и эмоциональных высказываний о различных видах документа только-только начинается. Надо неустанно пополнять эту бесценную сокровищницу. Пока что Книга далеко опередила все другие виды документа в этом отношении. Но сущность Документа едина для всех его видов, всякое акцентирование внимания на эстетической стороне Документа, использования в нем общих законов композиции, цветовой гармонии и прочего, что столь характерно для Книги с ее вековыми традициями, будет свидетельствовать о глубоком внутреннем родстве всех видов документа при безусловном во многих отношениях приоритете Книги.

Hosted by uCoz