Соколов А.В.

БИБЛИОТЕЧНАЯ МИФОЛОГИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мифология понимается двояко: во-первых, как совокупность, собрание мифов; во-вторых, как наука, изучающая мифы. Миф также понятие неоднозначное. Древние греки мифом (греч. - предание, сказание) именовали повествования о богах, героях, титанах, первопредках, возникновении и строении космоса и т.д. В современном обыденном языке мифами называют ложные, недостоверные заявления, необоснованно претендующие на истинность и правдивость. Наконец, миф выступает в философии, филологии, социологии, социальной психологии, других общественных науках в качестве объекта научного познания. Философов и психологов привлекает мифология как особая форма общественного сознания, как особое, мифологическое мышление; антропологи и культурологи видят в мифах источник культуры; социальная, в том числе профессиональная, мифология и политическая мифология стали популярными областями исследования; эстетика и поэтика мифа давно волнуют филологов, фольклористов, литературоведов.

В библиотековедении и библиографоведении мифологические разделы отсутствуют, хотя профессиональное библиотечно-библиографическое сознание мифологизировано в сильной степени. Следует подчеркнуть, что в наши дни, когда социальный престиж библиотечной профессии опасно снизился и ей грозит депопуляция, именно мифология может стать одним из спасительных средств её выживания. Мое выступление носит постановочный характер, и смысл его состоит в том, чтобы обратить внимание наших библиотековедов на один из нежелательных пробелов в современной библиотечной науке.

В советские времена этот пробел не ощущался столь болезненно, потому что героические мифы о советском библиотекаре активно культивировались писателями, журналистами, официальными лицами во главе с Н.К. Крупской. На книжном рынке почти ежегодно появлялись сборники статей и высказываний отечественных и зарубежных авторитетных авторов о книге, библиотеке, библиографии, библиотекарях, которые суть "душа дела", а количество статей и стихотворений, восславляющих "маршалов книжных", думаю, превышает тысячу. Первое собрание библиотечных мифов, известное мне, - статья А. Куделиной "Библиотекарь в художественной литературе", опубликованная в 1930 г. в журнале "Красный библиотекарь", №4, с. 55-58; последнее - литературно-социологические очерки М.Ю. Матвеева и Д.К. Равинского "Образ библиотеки в произведениях художественной литературы" (СПб.: РНБ, 2002. 136 с.). Расцвет советской библиотечной мифологии пришелся на послевоенные 50-60-е гг., когда библиотечная профессия была особенно богата молодыми и самоотверженными подвижниками, оптимистами и энтузиастами. О тональности публикаций в библиотечной прессе красноречиво говорят их заголовки: "Родной человек", "Профессия наша - педагогическая", "Труд, нужный людям", "Профессия, высоко поднятая Октябрем", "Рассказ о деревенском библиотекаре", "Любовь к читателю - прежде всего", "Щедрое сердце" и т.д. Героизация и поэтизация, необходимые составляющие профессиональной мифологии, непременно присутствовали и в последующих произведениях советской поры, посвященных увлеченным и бескорыстным служителям Книги.

Советским ученым библиографоведам казалось, что реальные библиотечные работники адекватны прекрасным образам, бытовавшим в литературе, и они с возмущением отвергли бы идею мифологизации как "вражескую идеологическую вылазку". Они не правы. Это обыденное мнение отождествляет миф с беспардонной ложью, а научное сознание оценивает мифологию как необходимое и естественное духовное сопровождение всякого общества (от целевых социальных групп до полиэтнических государств), выполняющее важные социальные функции. Не углубляясь в научные дискуссии, поясним наше понимание мифа и мифологических функций.

Миф - это воплощенный в слове мистический символ, синтез знания, веры и вымысла. Он связан с реальной действительностью, и поэтому является источником знания; мистические качества мифа не удостоверяются здравым смыслом, поэтому он требует веры; мифу доверяют, потому что он обладает силой художественного вымысла ("нас возвышающий обман"). Отсюда познавательно-объяснительные, ценностно-ориентационные, эмоционально-побудительные качества мифа, лежащие в основе двух сущностных социальных функций, с древнейших времен выполняемых мифологией: функции социализации и функции самосознания.

Сущностные функции - это необходимо (изначально) присущие организму (обществу, изделию) способности совершать определенную деятельность. Например, сущностная функция корабля - способность перемещаться по водной поверхности, а мифы влияют на мировоззрение и нормы поведения человека (функция социализации) и предопределяют понимание индивидом своего Я (функция самосознания). Сущностные функции стабильны и обязательны, их утрата означает изменение сущности их обладателя. Вместе с тем они служат основой для формирования временных, факультативных, исторически обусловленных прикладных социальных функций. Так, корабль может стать грузовым, пассажирским, военным, исследовательским и т.п. В зависимости от целевого назначения различаются политические, религиозные, социальные, профессиональные и пр. мифы.

Библиотечные мифы, очевидно, относятся к профессиональным мифам. Им, как и всем мифам вообще, присущи сущностные функции социализации (в данном случае - профессионализации) и самосознания (осознания себя членом библиотечного сообщества), а также прикладные функции - профессионально-патриотическая и профессионально-этическая. Ценности просвещения, гуманизма и прогресса всегда вдохновляли героев библиотечных мифов. Даже идеологизированная советская мифология сохраняла гуманный просвещенческий пафос. Достаточно вспомнить жизнеописания М.И. Рудомино - "Великий библиотекарь" (М., 1991. 217 с.) и В.А. Артисевич - "Библиотечная легенда" (Саратов, 1996. 256 с.). В конце ХХ в. просветительская мифология утратила приоритет не только в профессиональном библиотечном сознании, но и в мировом общественном сознании в целом. Стремительно развивающийся процесс глобализации в качестве мифологического сопровождения взял на вооружение мифологему информационного общества.

Информационное общество - социальный миф, отвечающий интересам частного капитала и государственной бюрократии. Привлекательность этого мифа в том, что он эксплуатирует такое величайшее и многообещающее научно-техническое достижение, окруженное чарующим ореолом разума, познания, культуры, как информационно-компьютерные коммуникации. Очарование мифа информационного общества таково, что против него не устояли не только российские кибернетики и информатики (глупо отказываться от такой роскошной рекламы), но и гуманитарии, в том числе библиотекари-библиографы, почетное место которым в этом гипотетическом обществе не гарантировано. Дело в том, что в частнокапиталистическом информационном обществе спросом будут пользоваться не человеколюбивые интеллигенты, а интеллектуалы-технократы, преследующие личный успех, а не интересы общества. Информационные потребности интеллектуалов будут удовлетворять глобальные электронные паутины (Интернет-2, Интернет-3 и т.д.), книги же они предоставят, как выражался К. Маркс, "грызущей критике мышей". Информационное общество - миф о конце библиотечной профессии, и включать его в отечественную библиотечную мифологию можно лишь по недоразумению.

Библиотечным духовным традициям ближе другая современная мифологема - миф о православной цивилизации в глобальном мире. Славянофильские идеи об "особом пути" России и о её спасительной миссии в истории человечества получают новое звучание в свете глобальных проблем, инициированных постмодернистской западной цивилизацией. Только русское православие, отмеченное духом нравственной сострадательности, способно "вывести человечество из тупика глобализации на путь истины" (А.С. Панарин). При таком повороте всемирной истории духовные сокровища, хранящиеся в фондах русских библиотек, будут востребованы поколениями интеллигентов XXI в., и профессия библиотекаря-библиографа обретет фантастические перспективы.

Анализ других, довольно многочисленных, геополитических, социально-культурных, националистических и космополитических мифов в аспекте включения в библиотечную мифологию - актуальная задача нашего библиотековедения. Опасны как мифологический вакуум, уродующий профессиональное сознание, так и дезориентирующие самоубийственные мифологемы. Утрата профессиональной мифологии означает утрату привлекательности профессии и унижение профессионального самосознания. Печально, что именно это происходит на наших глазах, но воспринимается не как реальность, а как не внушающий доверия миф.

Hosted by uCoz