Баранов В.М.

ЯЗЫК И ИНФОРМАЦИЯ

Речевая деятельность организует взаимодействие, по меньшей мере, двух субъектов с помощью звуковых сигналов. "Отправитель" звукового сигнала активизирует свой артикуляционный аппарат (акт говорения) и отправляет сигнал "Получателю". Посредством слухового аппарата (акт слышания) "Получатель" принимает направленный "Отправителем" во вне звуковой сигнал. В процессе общения "Отправитель и "Получатель" попеременно выступают в роли того и другого. Помимо нервно-физиологического компонента (говорение, слушание), называемого речью, речевая деятельность невозможна без участия особого психического компонента: языка.

ЯЗЫК - это речевая деятельность минус речь. РЕЧЬ - это артикуляция, волны в воздушной среде и механика слухового аппарата.

В речевой деятельности осуществляется цепь последовательных преобразований: артикулируемые "Отправителем" звуковые отрезки предстают в его психике как акустические образы (намерения); после артикуляции звуки распространяются в воздушной среде, воздействуют механически на слуховой аппарат "Получателя", а затем из физиологических трансформируются в психические явления.

Таким образом, круговорот речевой деятельности - это последовательность разнородных по природе явлений: физических (колебания воздушной среды), физиологических (артикуляция, работа слухового аппарата) и психических (акустические образы, смысл).

Язык можно локализовать в определенном отрезке круговорота речевой деятельности, а именно там, где слуховой образ ассоциируется с понятием. Ф. де Соссюр писал: язык есть явление по природе своей однородное. Это система знаков, в которой основным моментом выступает соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны.

Знаком в лингвистике называют комбинацию понятия и акустического образа, которые связаны в памяти посредством ассоциации. Слово является классическим примером языкового знака, в котором звуковая и смысловая части спаяны в единое целое.

Смысл слова, несмотря на свою несомненность, весьма расплывчат, поскольку зависит от контекста. Поэтому говорят: слово - многозначно. Контекст может быть ситуативным и словесным. Контекст выполняет роль "оптической фокусировки", превращающий расплывчатый контур значений слова в конкретный смысл. Строго говоря, слово имеет смысл только в контексте. Вырванное из контекста слово как будто бы что-то значит, но неизвестно что. Приведем пример.

В особом отделе индивидуальной памяти, называемом тезаурусом, хранится некоторый набор слов, как-то: враг, страховой, пошел, чай, город, на крестины, агент, грозный, иван, к Настасье, ЦРУ, выпить. На вопрос, что означает слово "грозный" ответить невозможно, поскольку не указывается контекст. Создавая этому слову контексты: город (город Грозный), враг (грозный враг), Иван (Иван Грозный), получаем конкретное значение слова.

Другие варианты "игры контекста": иван-чай (растение); Иван, чай, пошел к Настасье на крестины; выпить чай и т.п.

Приведенные примеры демонстрируют возможность манипуляции значением слова через контекст. Контекст в тезаурусе "Получателя" может создавать любой "Отправитель" языкового сигнала. Возникает под влиянием внешнего языкового сигнала (контекста) смысл слова - суть ИНФОРМАЦИЯ.

Hosted by uCoz