Пашин А.И.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР - ПУТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА

Происходящие в стране демократические процессы, развитие рыночных отношений оказывают существенное влияние на социальную и культурную сферы общества. Демократизация предполагает расширение свободного доступа к культурным ценностям всех граждан независимо от национальности, возраста, социального положения, политических убеждений. В то же время доступность услуг культурно-духовной жизни регулируется рыночными отношениями. В результате этого культурные запросы значительной части населения, в том числе молодежи остаются неудовлетворенными из-за низкой материальной, финансовой обеспеченности. Данные социологических исследований показывают, что многие школьники посещают учреждения культуры даже 2-3 раза в год. Вместе с тем широкая пропаганда в кино, где превалируют американские и западноевропейские фильмы, в средствах массовой информации, рекламе ценностей западной культуры потребительства приводит к тому, что часть нашей молодежи все меньше ценит патриотизм, духовность, гражданственность. Происходит изменение ценностного содержания отечественной культуры в восприятии молодежи. Все чаще она ориентируется не на традиционные отечественные ценности, а на западные образцы.

По данным общероссийских опросов общественного мнения, проведенных в 2000-2001 гг. НИИ комплексных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, большинство молодых людей оценили свое поколение как "равнодушное". Отвечая на вопрос: "Как вы считаете, какие качества присущи молодежи?" Они ответили: самостоятельность поступков - 41,7%, вера в будущее - 40,2%, гражданственность - 7,43%, духовность - 6,4%.

В настоящее время наибольшей востребованностью у населения, молодежи пользуются библиотеки. Это вызвано объективными экономическими и социальными преобразованиями: необходимостью овладевать новыми профессиями, правовыми знаниями, компьютерной грамотностью, получения информации из системы Интернет. Библиотеки остались практически единственными учреждениями культуры, предоставляющими бесплатные услуги. В силу этого роль библиотек в жизни общества значительно возрастает. Они постоянно совершенствуют формы и методы работы по информационному обслуживанию населения, по удовлетворению культурных запросов различных групп пользователей, развитию интеллектуального потенциала людей, их нравственности и духовности.

В связи с этим важное значение имеет постановление правительства Москвы от 8 июня 2004 г. "О целевой комплексной программе развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 гг." Главной целью программы является "развитие культурного потенциала Москвы, совершенствование деятельности публичных библиотек города как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения, способствующих созданию условий граждан и особенно молодежи на основе развития и укрепления материально-технической базы библиотек. Перед интеллект-центрами поставлены задачи модернизации деятельности публичных библиотек в соответствии с социально-экономическими и политическими изменениями в нашем обществе, формирование системы социально-активной профориентации ее на традиционные ценности нашего общества и обеспечивающие его совершенствование и развитие.

Публичным библиотекам рекомендовано совершенствовать систему воспитания, просвещения, образования подрастающего поколения, создания условий для гражданского становления, формирования положительного образа молодого человека, подготовки его к активной деятельности в условиях информационного общества, а также обеспечить комплексное культурно-информационное обслуживания, свободу информационного обменах. Данная программа является значительным шагом к созданию комфортной среды интеллектуального потенциала общества, организации доступа к информации, знаниям, культурным ценностям всех слоев населения и. прежде всего, молодежи.

Реализация данной программы будет способствовать расширению деятельности публичных библиотек, совершенствованию форм и методов их работы, созданию интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежного досуга, формирования гармонично-развитой личности.

В интеллект-центрах предусмотрено сочетание традиционной библиотеки, медиа-центра, фонды которых включают классическую и современную литературу, видео и аудио-материалы, электронные носители информации. В них предполагается создание специализированных служб психологической, правовой библиотерапии. Они будут способствовать коррекции поведения детей и молодежи, развитию их интеллекта, духовности, речи, навыков общения, информационной культуры.

Большая работа по созданию информационных интеллект-центров проведена на базе ЦБС №1 Восточного административного округа. Система объединяет 14 библиотек, в которых сосредоточено свыше одного миллиона документов. В нее входят: Центральная библиотека им. А. Шолохова, библиотека семейного чтения, 5 библиотек, обслуживающих взрослое население, 5 детских библиотек, юношеская библиотека и специализированная Библиотека экономической и юридической литературы, которой пользуются жители Москвы и Московской области. На базе ЦБС создается шесть интеллект-центров. Три - в наиболее населенном районе Гольяново, по одному в районах Преображенское, Богородское, Метрогородок.

В процессе подготовки к открытию интеллект-центров в библиотеках проведена значительная работа по информатизации библиотечных процессов, создана система информационных каталогов и картотек. В результате этого пользователи получили доступ к ресурсам ЦБС к информационному массиву справочно-правовой системы "Консультант плюс", к ресурсам АРБИКОНА.

Основными направлениями деятельности интеллект-центров являются: повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, оказание содействия в решении проблем профессиональной ориентации, адаптации молодежи, организации ее интеллектуального досуга, развитие деловой активности юношей и девушек.

В этих целях сотрудниками библиотек были разработаны программы обслуживания пользователей: "Библиотека - образование - школа", "Человек и право", "Общество - закон - библиотека", "Патриотическое воспитание молодежи", "Социальные вопросы - информация - библиотека", "Экология и человек", "Мир без наркотиков".

В интеллект-центре детской библиотеки № 161 большая работа ведется по развитию детей дошкольного возраста в различных группах: рисуют все; спорт - это сила, здоровье, красота; музыка и танец; волшебный мир сказки. Здесь работает досуговый центр как место социально-психологической разгрузки детей и подростков " Искусство управлять собой". В библиотеке изучаются иностранные языки в помощь школьной программе с использованием лингафонного кабинета.

В интеллект-центре района Богородское (библиотека № 107) работают: студия подготовки детей и юношества в художественные школы и вузы, центр сбора краеведческих материалов по району и доведения их до населения путем организации "Богородских чтений". Большую работу проводит видеозал, организуя информационную и досуговую деятельность для пользователей.

В районе Преображенское население обслуживает интеллект-центр на базе Центральной библиотеки № 109 имени М.А. Шолохова. Главным направлением ее деятельности является шолохововедение. Готовясь к 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова, работники библиотеки создали историко-литературный музей, посвященный жизни и творчеству великого русского писателя. Здесь собран материал о работе писателя над историческими источниками, о встречах Михаила Александровича с людьми, которые сыграли значительную роль в его жизни и творчестве.

Музей раскрывает работу М.А. Шолохова над книгами "Поднятая целина", "Тихий Дон", "Они сражались за Родину", "Донские рассказы" и другими произведениями. Раскрыта его роль в политической жизни страны, его общение с руководителями государства - И.В. Сталиным, Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым, другими государственными деятелями. Экспозиция музея помогает посетителям уточнить ряд моментов в биографии писателя, отделить правду от вымысла, который еще имеется в литературе о великом писателе. Сотрудники библиотеки, исследуя жизнь и творчество М.А. Шолохова, создали такие научные труды, как "Исследование жизни и творчества М.А. Шолохова", "Казачество. История и современность", "Произведения М.А. Шолохова", "Конец литературной фальсификации века". Посетители музея могут ознакомиться с ними, а также с фактографическими, библиографическими базами данных о М.А. Шолохове на электронных носителях с материалами изобразительного искусства, кинодокументами, художественными фильмами.

В настоящее время музей активно посещается школьниками, студентами, учеными, жителями столицы. Ознакомление с его материалами оказывает огромное влияние на формирование личности, особенно нашей молодежи. В музее организованы "Шолоховские чтения", где выступают видные писатели, литературоведы, рассказывают о жизни М.А. Шолохова, значении его творчества для русской и мировой литературы. Среди них: лауреат Всероссийской шолоховской премии В.О. Осипов, председатель комиссии по присуждению и лауреат Международной шолоховской премии Ю.В. Бондарев, заведующий сектором шолоховедения Института мировой литературы РАН, доктор филологических наук А.М. Ушаков, поэт, народный артист России М.И. Ножкин. О киноэпопее "Тихий Дон" рассказывают народные артисты СССР Э. Быстрицкая, Л. Хитяева. В музее выступают ансамбли казаков, артисты - исполнители казачьих песен.

Большую работу ведет интеллект-центр по информационному обеспечению слабо социально защищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов. Здесь работает юридическая служба, обеспечивающая консультациями граждан по различным правовым вопросам.

Ценно, что все культурные и досуговые мероприятия, организуемые в библиотеках, интеллект-центрах, тесно связаны с книгой, информацией, художественной литературой, что способствует росту авторитета библиотек, их имиджу среди населения, привлекает в них новых читателей и пользователей.

Развивая новые перспективные формы работы с различными категориями населения, демократизацию получения библиотечных и досуговых услуг, интеллект-центры совершенствуют правовые условия для развития личности, создают комфортную среду для духовного, нравственного, культурного и интеллектуального развития каждого человека.

Hosted by uCoz