Омарова-Лошаковская З.К.

РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Одной из важнейших задач, стоящих перед исследователями культуры в целом и библиотечного дела в частности, выступает формирование источниковедческой и историографической базы. Предпринятое нами исследование посвящено библиотечному делу в Дагестане.

Опыт собирания, хранения и обеспечения доступа к памятникам многовековой книжной культуры восстанавливается и обобщается в ряде сборников статей: “Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект” (Махачкала, 1988), “Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: принципы и методы изучения, оценки и использования” (Махачкала, 1991), “Рукописная и печатная книга в Дагестане” (Махачкала, 1991).

Историографические сведения о средневековом книжном и библиотечном деле в Дагестане сохранились на самих книгах и в перечнях-библиографиях книжных коллекций и библиотек джума-мечетей, медресе и ученых-алимов. Сохранять сведения об авторе, переписчике, владельце книги, откуда , куда и кому она передавалась, кому принадлежала коллекция-библиотека по данному перечню книг был неписаным, но строжайшим законом чести средневековых книголюбов. Благодаря этому закону можно проследить исторические межбиблиотечные и культурологические связи в странах и регионах.

Средневековые книголюбы Дагестана не только собирали книги , но и составляли оригинальные справочники-обзоры по личным и известным им книгам. К их числу может быть отнесен “Базилик истин и сад тонкостей”, составленный Абубакаром Мухаммадом ал-Фарадж ад-Дербенди в Х1 веке. В своде-справочнике упоминаются знаменитые в ХI в. шейхи-суфии со всех концов Арабского Халифата.

По примеру “Базилика истин и сада тонкостей”, но несколько в ином качестве составлен справочник - библиографический словарь “Услада умов в жизнеописании дагестанских алимов” Назиром из Дургели в 1938 г. на арабском и в основном персидском языках, позволяющий составить представление о международных и межрегиональных культурологических связях со времен позднего средневековья. Проследить и поддержать нити библиографических связей времен, стран и народов пытались подвижники книжного и библиотечно-библиографического дела в Дагестане и на Северном Кавказе. В их числе И.Ю. Крачковский, давший первую обобщающую культурологическую оценку арабской литературе на Северном Кавказе, М.-С. Саидов, редактор “Каталога арабских рукописей ИИЯЛ Дагестанского ФАН СССР” (М., 1977), А.А. Исаев, составитель “Каталога печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана” (Махачкала, 1989) и сборника статей “Рукописная и печатная книга в Дагестане”, А.Р. Шихсаидов, автор ряда статей о книжных коллекциях Дагестана, об археографической работе, письменных памятниках и восточных источниках по истории Дагестана. Преемницами региональных нитей связей от средневековья к современности могут быть “Летописи печати Дагестана”, которые издаются с 1960 г. В “Летописях” дается бесценная в историографическом плане информация об изданиях на языках народов Дагестана.

Становление и развитие библиотечного дела в Дагестане на фоне общей культуры осветил Г.Ш. Каймаразов в "Очерках истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней". Книга издана в Москве, в издательстве "Наука" в 1971 г. Ценность данного труда для современных исследователей истории культуры народов Дагестана состоит в его насыщенности конкретными историческими фактами и цифровыми показателями. Исследователь отмечает трудности, с которыми приходилось сталкиваться организаторам библиотечного дела в Дагестане: духовенство оказывало упорное сопротивление социалистическим преобразованиям..

С библиотековедческой точки зрения библиотечное дело республики представлено в учебном пособии “История библиотечного дела в Дагестане” (Махачкала, 1985) К.О. Омарова. В пособии подробно освещены наиболее заметные страницы истории библиотек республики. Большое внимание уделено работе библиотек в помощь интернациональному воспитанию подрастающего поколения как наиболее яркому признаку своеобразия организации библиотечного дела в многонациональном Дагестане.

Дальнейшее развитие библиотековедческой мысли в республике прослеживается в следующем учебном пособии К.О. Омарова ”Библиотечное обслуживание многонационального населения” (Махачкала, 1992). Оно освещает исторический опыт гуманистической направленности библиотечного обслуживания многонациональных регионов мира. На основе этого опыта обоснована объективная закономерность формирования и развития оригинальной системы методов обслуживания многонациональных аудиторий пользователей библиотек современной Республики Дагестан. Пособие представляет научную и учебную ценность. Существенную помощь может оказать исследователям современного состояния и перспектив развития библиотечного дела в Дагестане программа и методические рекомендации для изучения спецкурса “Библиотечное обслуживание многонационального населения “(Махачкала, 1993).

Проблемам развития библиотечного дела в многонациональной Республике Дагестан посвящен ряд статей К.О. Омарова в библиотековедческой печати, например: "Руководство чтением в библиотеках с многонациональной читательской аудиторией" (Сов. библиотековедение. - 1987. - №1. - С.56-60); "Книга и чтение в жизни сельских школьников Дагестана" (Сов. библиотековедение. - 1987. - №3. - С.64-69); "Конференция молодых библиотековедов" (Сов. библиотековедение. - 1988. - №2. - С. 91); "Чтение юношества в Кизлярской ЦБС Дагестанской АССР" (Сов. библиотековедение. - 1990. - №2. - С. 28-34); "Наша роль в диалоге культур" (Библиотека. -1997. - №3. - С. 12-13) и др. Качественно новый уровень библиотечного дела в Дагестане в аспекте обслуживания детского населения показан в статье Султановой К.А. "Мой многоязычный Дагестан. Детская библиотека - творческая лаборатория по возрождению национальной истории, культуры и народных традиций" (Библиотека. - 1996. -0 №3. - С.28-30).

Библиотековедческая мысль о воспитании подрастающего поколения представлена в сборнике материалов научно-практической конференции, посвященной 30-летию Дагестанской республиканской детской библиотеки под названием "Библиотека как образовательное учреждение, формирующее культуру чтения и общения подрастающего поколения" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. - 102 с.). В материалах сборника наблюдается целенаправленность поиска форм и методов совершенствования образовательной деятельности библиотек, обслуживающих детское население по формированию культуры чтения и межнационального общения. Регулярно публикуются статьи о современных проблемах библиотечного дела в Дагестане в "Вестнике Дагестанского государственного университета". Проблемам библиотек вузов Дагестана посвящен сборник тезисов научно-практической конференции "Библиотека и ее роль в межнациональных отношениях" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. - 40 с.).

Наличие необходимого научно-исследовательского потенциала позволило библиотековедам Дагестана принять участие в конкурсах грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Первый проект "Развитие гуманитарных функций библиотек многонационального региона" конкурсная комиссия РГНФ поддержала в 1997 - 1999 годы. Проект был рассчитан на 1997 - 1999 гг. Материалы исследования по проекту опубликованы в двух сборниках "Гуманитарные функции библиотек многонационального региона" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. - 50с.) и "Развитие гуманитарных функций библиотек многонационального региона" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. - 46с.). Первый посвящен методологическим основам исследования по проекту, финансируемому РГНФ. Второй - методике и результатам исследования по проекту РГНФ.

На основе исследования проблем развития гуманитарных функций библиотек многонационального региона сформировался необходимый научный задел для нового проекта "Библиотека как образовательное учреждение, формирующее культуру межнационального общения", ориентированного на 2001 -2003 годы. Итоги исследования подведены на региональной научно-практической конференции в 2002 г. В сборнике материалов конференции "Культура межнационального общения: проблемы формирования и развития" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 116с.) представлены культурологические, исторические, социально-педагогические, библиотечно-библиографические и книговедческие взгляды на проблемы формирования культуры межнационального общения.

Библиотековеды Дагестана предприняли попытку показать ведущую роль библиотеки среди учреждений системы непрерывного образования как центров культуры межнационального общения, что нашло отражение в сборнике статей "Библиотеки - центры культуры межнационального общения" (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002 - 137 с.).

Выводы по материалам выполнения проекта "Библиотека как образовательное учреждение, формирующее культуру межнационального общения" послужили основой разработки нового проекта под названием "Поликультурная образовательная деятельность библиотек как стимулирующий фактор прогресса в изменяющейся России".

Hosted by uCoz