Айзенберг А.Я.

О ФУНКЦИЯХ БИБЛИОТЕКИ

К этой теме мы обращались в относительно недавнее время, но жизнь столь стремительна, изменения в сфере культуры, науки, образования масштабны и ощутимы всем обществом, что неодолима настоятельная необходимость обращения к проблемам, не потерявшим своей значимости в прошлом и настоящем. В библиотеках, особенно в крупных, выросла посещаемость. Бесплатность библиотеки, оставшейся одним из немногих учреждений культуры сохранившим доступность, несомненно, привлекает значительную массу читателей. Но читателей библиотеки встречают устаревшие фонды, где новая и новейшая литература составляет ничтожный процент, система комплектования в условиях недостаточного финансирования работает неудовлетворительно.

Библиотеки, как наиболее доступные информационные центры, обеспечивают в известном отношении, единство социального и территориального пространства России. К традиционным функциям библиотеки просветительского и педагогического характера, добавляются функции современные, преимущественно, информационные - доступ к Интернету, всемирной информационной сети. Причем, доступность пользования информационными каналами для читателей библиотек должна быть максимально облегчена, без введения каких-либо ограничений. Для библиотек эта новая функция, возникшая в последнее десятилетие.

Восприятие информации связано с культурой человека, уровнем его образования и общего развития. На этой основе и возникает творчество. Таким образом, современные библиотеки содержат значительный стимулирующий потенциал творческого начала, который в свою очередь служит стимулом для непрерывного образования и самообразования.

Функции библиотеки определяются ее целями и задачами. Они воплощаются в различные виды деятельности. Интеграционное многообразие функций (педагогические, просверительские, информационные, социальные, производственные, коммуникативные, воспитательные и др.) характеризуют полифункциональную сущность библиотеки, возможность удовлетворять различные потребности и интересы читателей.

Социальные функции библиотеки - комплекс функций, выполняемых библиотекой как социальным институтом и отражающих взаимоотношени библиотеки и общества. Социальная функция весьма близка социализирующей роли библиотеки, оказывающая помощь читателю во включении в общественные процессы, социально-политическую жизнь страны в различных сферах материального и духовного производства.

Для общества чрезвычайно важна роль библиотеки в сохранении культурных ценностей, книжного фонда, других документов и организация библиотечного обслуживания.

Вне библиотечного обслуживания, библиотека не в состоянии реализовать ни одной из функций. Без читательского обслуживания это будет "склад" книжно-документальной продукции разного уровня доступности и только.

В дооктябрьский период библиотековедение включалось в педагогику, исходя из представлений, что одной из составных частей просвещения является внешкольное образование, включающее библиотечное дело.

Педагогическая функция входит в качестве элемента во все остальные социальные функции библиотеки и выступает средством их практической реализации. Педагогическая деятельность предполагает решение следующих основных задач: обучение людей, обогащение их знаниями; воспитание личности с определенными качествами; образование, которое является интегральным результатом обучения и воспитания.

В деятельности библиотеки любого типа заложены положения (принципы), перечисленные выше. Библиотека как социальный институт не может не быть педагогическим учреждением.

Все замысловатые концепции, рассматривающие библиотеку и библиотечную деятельность как технологические процессы, своего рода "промышленное производство", "технологию работы с фондами и читателями" и прочее, безосновательны и не имеют под собой научной основы.

Да, действительно в библиотеке имеется производство, машины и механизмы (подъемные устройства, пневмопочта, вычислительная техника и пр.), но все перечисленное выше лишь вспомогательные технические средства, а главное - информационно-педагогическая деятельность.

Всякая аналогия весьма относительна, но о театре судят не по костюмерному цеху, о кинокартине - не по аппаратуре, с помощью которой она снималась, а по художественно-эстетическим достижениям в областях, соответственно, театрального искусства и киноискусства.

Библиотека влияет на читателя через книгу, в чем и заключается ее подлинная сущность. Человек учится в школе, ВУЗе, но он еще учится самостоятельно и трудно определить каким видом обучения он достигает подлинной образованности - самообразованием или обучаясь в соответствующем учебном заведении.

Информационная деятельность библиотеки обладает мощным педагогическим потенциалом. Информационная функция библиотеки может рассматриваться как средство выражения ее педагогической функции. Объектами информационного и педагогического воздействия могут быть все читатели библиотеки, независимо от уровня образования и степени владения библиотечной культурой.

Перечисленные выше положения касаются всех типов библиотек: массовых, научных, специальных и др.

Столь краткий обзор некоторых основных функций библиотеки лишь часть обширной проблемы - современные функции библиотеки, которая требует научного внимания и глубоких исследований с учетом уровне нынешнего состояния научного знания и технических средств поиска информации и ее распространения.

Hosted by uCoz