Карташов Н.С., Лукьянова О.Н.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

Развитие регионального библиотековедения заключается в выходе на ступень синтеза частных, отраслевых библиотековедческих дисциплин, когда "предметоцентризм" сменяется "системецентризмом". Частные (отраслевые, аналитические) библиотечные науки дифференцированы по отраслям, компонентам, проблемам библиотечного дела (библиотечные фонды, обслуживание читателей, библиографическая деятельность и др.) Движение вперед библиотечной науки, накопление библиотековедческой информации локального характера (так же, как и в любой другой отрасли научного знания) - двуединый процесс, противоречивый по сути. С одной стороны, он осуществляется благодаря компонентности, жесткому разграничению (изоляции) библиотечных объектов и предметов исследования, следствием чего являются непонимание необходимости взаимосвязи между отдельными звеньями и утрата целостного представления об изучаемом библиотечном процессе и явлении. С другой стороны, становятся очевидными конкретные линии пересечения с ближайшими смежными исследованиями, обостряется потребность в "состыковке" результатов исследовательского поиска для восстановления временно утраченной целостности. Ограниченность предметного подхода совершенно не свойственна региональному подходу, когда налаживаются связи между библиотечными дисциплинами, и "разрываются", таким образом, рамки традиционного узкоотраслевого научного и учебного процесса. Региональный подход отражает тенденцию к интеграции поэлементных (предметных) знаний, к созданию целостной картины библиотечных процессов и явлений, системному и более адекватному освещению библиотечной действительности. Каждый библиотечный объект и процесс - лишь элемент территориальной библиотечной системы (ТБС), в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Поэтому цель познания библиотечного дела состоит не только в том, чтобы изучить сущность изолированных (автономных) объектов, но и в том, чтобы отыскать - насколько это возможно - связи между разными системами в библиотечной действительности.

Принципиальное отличие регионального библиотековедения от традиционных библиотековедческих дисциплин заключается в том, что оно обосновывает фундаментальность роли взаимодействия между элементами библиотечной системы и библиотечной системой и территорией. Природа целостности, специфика ТБС определяются характером или типом взаимодействия исходных частей (элементов) ТБС. Разная ведомственная принадлежность усиливает потребность в контакте. Без его изучения нельзя понять, как библиотеки, находящиеся на одной территории, связываются в единый комплекс, как функционирует ТБС, обеспечивается пропорциональность библиотечных ресурсов (БР), оптимальное управление ими, каковы критерии эффективности библиотечной работы.

Для регионального библиотековедения чрезвычайно актуальна проблема целостного видения библиотечного дела как единого эволюционного процесса взаимодействия с территорией. Библиотеки сохраняют качественную определенность под влиянием внешней среды. Активно контактируя с ней, в известной мере способствуя ее преобразованию, библиотеки остаются не только относительно обособленными от среды, но и относительно устойчивыми. Общественные процессы, протекающие в регионе, и, конечно же, глубоко вторгающиеся в жизнь библиотек, объясняют, почему их деятельность такова или должна быть такой.

В работе каждой ТБС отражаются особенности социально-экономических, политических и демографических условий региона, специфика историко-культурных и собственно библиотечных традиций. И даже общие тенденции развития библиотечного дела, как правило, имеют своеобразные региональные формы проявления. Игнорировать эти различия значило бы отказаться от конкретно-исторического подхода.

Исследование библиотечных процессов в региональном аспекте в конечном счете нацелено на осуществление мер, направленных на преодоление ведомственно-отраслевой разобщенности библиотек, на обеспечение взаимосвязи и сочетания территориальных и отраслевых форм проявления библиотечных отношений в целях эффективного решения узловых проблем развития библиотечного дела. Проблемный подход активизирует научный поиск, нацеливает библиотековедов на решение ключевых практических задач, стоящих перед ТБС. К числу последних относятся: интенсификация библиотечных процессов в различных условиях, преобразование территориальной структуры библиотечного дела, совершенствование межбиблиотечных связей, осуществление новых, прогрессивных сдвигов в размещении библиотечных ресурсов, перестройка управления этими процессами, разработка и реализация региональных библиотечных программ. Эти проблемы характеризуются многоаспектностью, комплексностью и в какой-то мере неопределенностью отдаленных конечных результатов решения. Важно не только предвидеть возникновение проблем, но и заблаговременно планировать их решение с учетом большого числа внутрибиблиотечных и внешних, прямых и опосредованных связей.

Активный характер региональных библиотековедческих исследований предполагает учет возможности разнонаправленности действия различных факторов развития библиотечного дела в территориальном аспекте. В этих условиях важное методологическое и практическое значение приобретают вопросы методики выбора проблем, наиболее существенных для данного этапа развития библиотечного дела, определения временных и территориальных параметров решения той или иной проблемы. Ответы на эти вопросы должно дать региональное библиотековедение. Критериями для определения характера регионального библиотековедения как утверждающейся, самостоятельной отрасли библиотековедения могут служить следующие факторы: наличие и рост региональных библиотековедческих исследований и научных публикаций, появление систематизирующих и обзорных работ, проведение конференций, семинаров и т.д.; существование системы подготовки соответствующих специалистов, учебных программ и пособий; формирование национальных и международных центров, школ и направлений.

Разумеется, развитие регионального библиотековедения как научного направления характеризуется не только "внешними" признаками. Качеством, определяющим становление автономной научной дисциплины, следует признать специфические особенности предмета исследования, положенные в основу формирования дисциплины и устанавливающие значимость и автономность данной отрасли библиотековедческого знания, ее статус в системе библиотечных наук. Другими словами, возникновение и развитие регионального библиотековедения связывается с наличием четко определенного предмета, а также категориального аппарата, описывающего его сущностную базу.

Региональное библиотековедение - комплексная, интегральная библиотечная дисциплина, изучающая ТБС в единстве их существенных библиотечных и небиблиотечных параметров. Объективно необходимые и относительно устойчивые причинно-следственные связи между библиотеками, библиотечными процессами, библиотеками и обществом представляют собой закономерности территориальных библиотечных отношений. Многие из них не стали еще объектом анализа и управления, что объясняется недостаточным уровнем зрелости регионального библиотековедения и использования его законов и категорий в библиотечной практике.

Региональное библиотековедение должно обладать ценностью научного обобщения, содержащего объективное знание о библиотечных процессах и явлениях в их динамике и региональном своеобразии. Его задачи - показать, как идет совершенствование территориальной организации библиотечного дела, формируются его новые меж- и внутрирегиональные пропорции и связи в условиях федерализма, самостоятельности регионов, рыночных отношений. Цель регионального библиотековедения - приобрести скорее "объяснительный", нежели описательный характер. Оно не просто фиксирует картину библиотечной действительности "как она есть", выясняет не только достижения, но и противоречия, несоответствия, недостатки, оценивает ситуацию, ищет пути устранения диспропорций, преодоления негативных явлений. Региональное библиотековедение по сути, своей междисциплинарно. Ему присуща множественность языков системного представления библиотечной действительности, оно наследует (использует, репрезентатирует) многие идеи, положения, теории частных библиотековедческих дисциплин, дополняя их системным подходом.

Значителен объем информации, которую может предоставить региональное библиотековедение другим библиотечным наукам: это региональная библиотечная специализация, координация, концентрация и диагностика, комплексность, ТБС и др.; закономерности, формы, особенности единой системы размещения БР, региональные библиотечные характеристики (показатели эффективности и др.) для обоснования и уточнения общих выводов и рекомендаций (в общем библиотековедении), для учета комплексного подхода (в частных библиотечных науках) и т.д.

В региональном библиотековедении отражаются связи библиотечной науки с рядом общественных наук: философией, историей, социологией, статистикой, экономикой, регионологией, демографией и др. Специалисты в области регионального библиотековедения заимствуют из них как фактические данные, так и выработанные этими науками теоретические положения и методы. Региональное библиотековедение можно рассматривать как пограничную социологии библиотечную науку, изучающую закономерности социальной детерминированности библиотечного дела в конкретных исторических условиях.

В региональном библиотековедении выделяются научные направления, различающиеся по пространственным масштабам и времени исследования. По масштабам исследования региональное библиотековедение подразделяется на мировое (глобальное), государственное, региональное и локальное. Каждый масштаб исследования характеризуется определенным уровнем генерализации, спецификой методологического подхода и методических приемов познания. Наряду с изучением библиотечных систем конкретных стран и регионов все более расширяется изучение международных, межгосударственных, межрегиональных, межрайонных и внутрирайонных библиотечных отношений и связей. По времени исследования региональное библиотековедение подразделяется на ретроспективное, современное и перспективное. Перспективное (прогнозное) региональное библиотековедение включает в себя программное обеспечение развития ТБС, проекты библиотечного развития регионов, прогнозы функционирования ТБС и самой науки.

Региональный анализ с вытекающими из него выводами проводится не только в ходе соответствующих исследований, а неизбежно присутствует в любой библиотечной НИР. Выясняя возможности осуществления регионального исследования сначала надо рассмотреть общие вопросы: цели и задачи регионального анализа, регионы,которые будут изучаться. Именно методологические принципы и методический инструментарий регионального библиотековедения и есть база регионального анализа, проводимого в частных (отраслевых) библиотечных дисциплинах.

Есть все основания для условного выделения в научной дисциплине "Региональное библиотековедение" общей и особенной частей. В первой характеризуется само понятие, его объект и предмет, методология, цели и функции, проблематика и структура. Во-второй раскрываются особенности использования методологии регионального библиотековедения в двух аспектах: структурном (применительно к библиотечным сетям, типам и видам библиотек, законодательству различных регионов страны) и отраслевом (что позволяет выявить потенциал регионального библиотековедения и возможности его использования в разных отраслях библиотечной науки). Для последних региональное библиотековедение служит своего рода теоретической и методологической основой.

Есть еще один аспект регионального библиотековедения - практический. Теория, методология и особенно результаты региональных исследований служат в управлении материалом для научного обоснования воздействия на библиотечные процессы (их планирование, прогнозирование, организацию, разработку региональной библиотечной политики и др.)

Сегодня механизм управления развитием ТБС слабо функционирует, ограничиваясь текущей деятельностью. В лучшем случае в некоторых ТБС отдельные его элементы находятся в стадии становления. РБ обеспечивает целевое и прогностическое управление развитием ТБС, осуществление на регулярной основе диагностико-мониторинговых исследований. В результате ораны управления получают объективные источники полных, достоверных и систематизированных данных о качественно-количественных изменениях, протекающих в ТБС. В современных условиях, когда государственная библиотечная статистика не несет указанных сведений, именно региональные исследования на основе сравнительного анализа и оценки состояния различных библиотечных процессов, их отклонений от нормальной динамики, могут обеспечить построение РБП, разработку программ долгосрочного развития ТБС, принятия обоснованных управленческих решений

Поскольку большинство эмпирических исследований имеет ограниченный характер, а для принятия обоснованных управленческих решений требуется достаточно масштабное знание, то роль регионального библиотековедения повышается и здесь резко возрастает интерес к таким проблемам, как "библиотечная система", "уровень библиотечного развития", "эффективность библиотечной деятельности", "структурно-функциональный и факторный анализ", что предполагает интеграцию результатов библиотековедческих исследований, характеризующих различные стороны этих сложных явлений. Именно комплексность отличает региональные исследования от отраслевых (сетевых) исследований, как правило, направленных на изучение отдельных (сетевых) аспектов развития библиотечных ресурсов.

Сегодняшнее состояние РБ не соответствует требованиям, выдвинутым библиотечной реформой в стране наукой и практикой, нет достаточного материала для фундаментальных теоретических выводов. Многие его вопросы не только далеки от разрешения, но даже четко не сформулированы. И тому есть несколько причин. Главная из них неразработанность теории и методологии РБ. В отечественной профессиональной литературе данное направление не нашло должного отражения. Остается малоизученной методология анализа специфики региональных библиотечных систем, оценки их потенциала в условиях изменения роли государства, усиления самостоятельности регионов, перехода к рынку. Результат сложившегося отношения к проблеме - отсутствие четко оформленных и изложенных теоретических основ концепции территориальной организации библиотечного дела России. Предлагаемые наукой пути совершенствования библиотечного дела станут эффективными лишь в том случае, если их поиск будет базироваться на данных регионального анализа. Именно этот метод позволяет выявить местные особенности, исследовать влияние различных факторов и подготовить предложения по выравниванию уровня библиотечного обслуживания.

В конечном счете, можно ли РБ назвать наукой - вопрос степени. Это означает, чем больше результаты региональных исследований объясняют то, что ранее не могло быть объяснено, чем больше они предсказывают то, что не могло быть предсказано прежде, чем больше полученное знание помогает управлять библиотечными системами и процессами, тем более это знание научно. РБ отвечает всем этим требованиям, оно выполняет основные научные функции объяснительную, прогностическую, управленческую, методологическую.

Hosted by uCoz