Езова С.А.

О ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Нарастание в обществе агрессии, враждебности, цинизма, усугубляет и взаимоотношения библиотекаря и читателя. Психологическое неблагополучие в обслуживании читателей проявляется в конфликтных ситуациях и конфликтах между библиотекарем и читателем.

Не всегда осознаваемое человеком чувство страха внешне проявляется как агрессивность (стремление к уничтожению, разрушению, нанесению вреда, проявлению негативных чувств), как враждебность (отношение, поведение, пронизанное ненавистью, неприязнью), как цинизм (явно выраженное пренебрежение к нравственным нормам). В то же время агрессия, враждебность и цинизм в поведении, отношении людей порождает страх у других.

Словесная агрессия находит выход в грязных выражениях, словах, ругательствах, которые направлены на унижение человеческого достоинства личности, ее чести. Нелицеприятные жесты, озлобленное выражение лица, уничижительные интонации голоса и др. - невербальный язык, сигнализирующий об агрессии.

В исследовании, проведенном дипломницей Д.Ц. Ухиновой (под руководством автора публикации), были выявлены предпосылки проявления таких явлений, как агрессивность, враждебность и цинизм с помощью "Шкалы враждебности" Кука - Медлей, у 60 библиотекарей отделов обслуживания Национальной библиотеки Республики Бурятия и научной библиотеки Восточно-Сибирского государственного технологического университета (в равном количестве). Изучалась и предрасположенность библиотекарей к антиподу - доброжелательности по "Шкале доброжелательности Кемпбелла. Что касается шкалы доброжелательности, то среди библиотекарей второй возрастной группы (от 35 до 55 лет) наблюдается больше тех, у кого высокий и средний показатели доброжелательного отношения к другим, чем в группе до 35 лет, причем высокие показатели выявлены в пределах 12-26 %.

По шкале цинизма оказалось больше библиотекарей, у кого выявлены средние показатели с тенденцией к высокому, чем по шкале агрессивности и особенно по шкале враждебности. Стоит заметить, что по этой шкале в НБ ВСГТУ лидируют молодые сотрудники, а по шкале цинизма, кому за 35 лет.

Если рассматривать результаты тестирования с точки зрения среднего показателя с тенденцией к низкому, то соответственно на первое место выходят данные по шкале враждебности, на второе по шкале агрессивности и на третье по шкале цинизма.

Далее предстояло, выяснить проявление (или не проявление) рассмотренных явлений в реальной библиотечной практике, для чего было проведено наблюдение за этими же шестьюдесятью библиотекарями в процессе их взаимодействия с читателями (зафиксировано 300 диалогов, по 5 диалогов на каждого протестированного библиотекаря).

Проявление доброжелательности в общении (вежливая форма обращения, более мягкая тональность речи, дружеский взгляд на читателя, улыбка на лице и т.п. выявили у более половины библиотекарей НБ РБ и у 40-45 % сотрудников в НБ ВСГТУ, что соответствует их предрасположенности к этому качеству по результатам тестирования.

В третьей части диалогов в НБ ВСГТУ и в четвертой в НБ РБ наблюдалось проявление словесной агрессии (высокомерное обращение к читателям, уничижительные реплики и др.) и невербальной враждебности (неприязненное выражение лица, пренебрежительный тон и др.) Это позволяет сделать вывод о том, что отдельные библиотекари грубо пренебрегали в процессе обслуживания читателей нормами профессиональной этики, что свидетельствует о проявлении ими цинизма. Более выдержаны и терпимы к читателям библиотекари старше 35 лет.

В то же время целесообразно отметить, что хотя количество библиотекарей, чьи средние показатели с тенденцией к высокому по шкале цинизма агрессивности больше числа тех, у кого выявлены средние показатели с тенденцией к низкому по этим шкалам, наблюдается у многих библиотекарей умение контролировать свои эмоции, состояние, поведение, особенно это, проявляется у сотрудников НБ РБ.

Таким образом, результаты локального исследования свидетельствуют об актуализации проблемы библиотечного обслуживания, профессионального общения в ракурсе этических категорий: добра и зла.

Hosted by uCoz