Евтюхина Е.А.

ОБ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИИ

Вопрос о соотношении знания и информации не одно десятилетие волнует исследовательские умы нашего общества. В историю отечественной информатики прочно вошли и заняли свое место так называемые "знаниевый" и "информационный" подходы в исследовании научных проблем в различных отраслях знания.

Особую роль в становлении и развитии этих подходов принадлежит Ю.А. Шрейдеру, одному из первых исследователей сделавшего попытку определения в своих работах как самого понятия информации, так и его соотношения с понятием знания, вылившуюся в его понимании вопроса в концепцию теории метаинформации или информации о научной информации. По его мнению, если количественная теория информации вводит меру нового знания, получаемого из сообщения, то семантическая теория информации может быть интерпретирована как метод качественной оценки знания, извлекаемого из сообщения для достижения необходимой цели. По мнению автора, количественная теория информации и семантическая теория информации изучают различные инварианты информации.

Проблема исследования соотношения информации и знания была предпринята в свое время Э.Л. Шапиро. По его мнению, информация начинается там, где есть управление, только на уровне живого вещества появляется сигнал, который можно назвать управляющим сигналом, то есть информацией. А на уровне мертвой материи существенным отличием сигналов от информации является полное отсутствие у них как смысла, так и оценочной функции, которые являются безусловными атрибутами лишь человеческих знаний, что неоспоримо.

В связи с тем, что в последнее время огромен интерес к проблеме определения феномена информации в целом в среде отечественных исследователей , то соответственно этому, появляются работы, посвященные определению соотношения данных двух феноменов. Одними из последних работ в данной области знания являются работы В.М. Баранова и Ю.Н. Столярова.

По мнению В.М. Баранова, знание, как явление, хронологически предшествует слову, а слово как явление предшествует информации. А что же в таком случае информация? Информация, по мысли автора, - это явление коммуникативного происхождения, характерное для внутреннего мира индивидуума. А кто это сказал или может быть доказал? Что это за явление вообще? Активизированный в слове с помощью ( Азв мнем), смысл ( Нзв мнем) называется информацией, - утверждает автор.

По мысли В.М. Баранова, ее (информацию) надо отличать от смысла слова как такового и от исходного знания. Таким образом, эти понятия, по мысли автора, различны по своей сущности Информация, по его мнению, может стать особым видом знания - информационным знанием, а может соответственно и не стать. Почему? Информационное знание и исходное знание - это разные виды знания и их не следует путать.

Подобное понимание вещей не выдерживает никакой критики.

По мнению Ю.Н. Столярова, информация является фундаментом знания. В его представлении, информация перерабатывается и превращается в знание, которое есть переработанная, упорядоченная и сохраненная информация, что знание - "это целостная, упорядоченная совокупность смысловых квантов, распределенных по ячейкам памяти, плюс набор правил оперирования этими квантами".

Судя по всему, в представлении данного автора память человека представляет собой некоторое подобие электронно-вычислительной машины, в которой информация располагается точно так же, как в сконструированной человеком ЭВМ. Однако существующие теории памяти в отечественной психологической науке говорят нам несколько об ином.

Как известно, в современной психологической науке отсутствует единая, законченная теория памяти. Однако существуют несколько подходов в ее исследовании: психологический, нейрофизиологический, биохимический и кибернетический.

Ассоциативное направление в исследовании проблем памяти человека обозначает связь, соединение как обязательный принцип всех психологических образований. Среди них выделяются три типа ассоциаций - по смежности, по контрасту, по сходству

В противовес ассоциативной теории памяти в психологии существует теория памяти, называемой гештальтизмом. Критически относясь к ассоцианистам, основным понятием гештальтизма является понятие гештальта-образа, который обозначает целостную организацию, структуру, несводимую к сумме составляющих его частей.. Поэтому гештальтизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям, который определяет и аналогичную структуру следов в мозгу человека по принципу изоморфизма, т. е. подобия.

Физиологическая теория памяти тесно связана с важнейшими положениями о закономерностях высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Учение об образовании условных временных связей - это теория "запоминания" на физиологическом уровне. Условный рефлекс, как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием, составляет физиологическую основу акта запоминания. Важное значение в этом вопросе принадлежит понятию подкрепления, в наиболее чистом виде понимаемое в психологии как достижение непосредственной цели действия человека. И.П. Павлов по данному вопросу указывал " ...как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась". Коррелирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрыта в трудах П.К. Анохина. Таким образом, физиологическое понятие подкрепления соотнесенное с психологическим понятием действия представляет собой пункт слияния, - "момент истины" - физиологического и психологического механизмов процесса запоминания.

Физическая теория памяти связана с тем, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле определенный физический след. А физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульсов по знакомым путям. Именно эту теорию рассматривают еще как теорию нейронных моделей, широко используемую в рамках смежных с психологией наук и научных дисциплин. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном уровне исследования данной проблемы смыкается с биохимическим, что свидетельствует об истинном направлении проводимых исследований. На первой ступени действия раздражителя в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые изменения в клетке. При повторном действии раздражителя собственно биохимическая реакция связана с образованием новых белковых соединений-протеинов, среди которых ДНК является носителем генетической, наследственной памяти, а РНК - основой онтогенетической памяти. При этом, как утверждают, специалисты, в РНК циркулирует невероятное количество кодов информации. Отметим, именно кодов информации, а не самой информации в целом. Как отмечают специалисты, именно РНК особенно усиленно резонирует на повторное действие раздражителя, явление резонанса, указанное нами в собственном диссертационном исследовании и ряде теоретических работ.

Мозг человека, как известно, состоит из колоссального количества нейронов, соединенных воедино межнейронными связями, в которых осуществляются те или иные электрохимические реакции и осуществляется перегруппировка нейронов мозговой ткани, так называемая " игра нейронных структур" при акте информационного взаимодействия, выражаемая в действии определенного раздражителя на нервное вещество мозга.

Как видим, в представленных концепциях теории памяти существующих в настоящее время в большой психологической науке отсутствует подход к ее определению и структуре, состоящей из ячеек ее составляющих.

Вследствие этого представленное Ю.Н. Столяровым определение как феномена памяти , так и соответственно феномена знания человека нуждается в самом тщательном научном аргументировании и доказательстве, иначе это просто гипотетические рассуждения автора относительно излагаемой темы.

Вопрос о рождении знания человека был затронут нами в диссертационном исследовании (1998). Согласно этому, рождение знания человека осуществляется в результате акта информационного взаимодействия трех структур психики человека - областей под - над - и собственно сознания, т.е. в своей основе феномен знания и феномен информации совпадают.

Согласно концепции психологической связи как концепции теории информации, сформулированной и открытой автором в 1988 г. при анализе сущностных основ системы документальных коммуникаций, феноменом информации является психика человека на всех структурных уровнях ее формирования. А собственно информация есть смысловое содержание психологического образа человека, являющегося результатом акта информационного взаимодействия трех структур психики - областей под - над - и собственно сознания.

Как видим, ведущим понятием данного определения является понятие смысла, который согласно смысловой теории Г. Фреге может быть предан только и только языковыми средствами, т.е. словом или семантическим образом. Данное обстоятельство обусловливает словесное, языковое, семантическое наполнение психик абсолютно всех людей живущих на земле. Однако смысловое содержание образа психики человека, согласно нашему пониманию вопроса, может быть не только словесным, а еще и музыкальным, математическим, умственной картиной.

В науке предполагается однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе (т.е. кодами). Это так называемое явление изоморфизма, адекватности восприятия человеком объективно существующего мира. Однако изоморфизм нарушается при переходе к символу - слову. Слово составляет вторую сигнальную систему, отличную у нас от животных, согласно И.П. Павлову. Следовательно, слово является исключительно человеческим носителем информации. Вследствие этого и язык следует рассматривать как словесное, семантическое средство передачи информации в обществе.

Более того, в основе образа, как утверждают психологи, лежит структурная инварианта, которая при акте информационного взаимодействия оставляет в психике человека необходимую жизненно важную информацию, а ненужную - информационный шум, удаляет из психики. Именно с этого уровня информационного взаимодействия начинается мышление, как утверждают исследователи. Следовательно, данная структурная инварианта лежит в основе получения человеком знания, которое является структурированной в психике человека информацией. И так, с нашей точки зрения, информация равна знанию. Данное понимание вопроса соответствует словам К. Маркса, указавшего в свое время на то, что "…способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, является знание".

Hosted by uCoz