Дыченко Л.Ф., Стрельникова О.В.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Успех профессиональной деятельности и продвижения по службе зависят от многих факторов. В основном это психологическая подготовка специалиста, навыки в работе, наличие самооценки. Профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на личность. Для библиотечных специалистов - это и общение с людьми и умение работать в коллективе. Профессиональная компетентность отражается непосредственно через приобретенный опыт и дальнейшее профессиональное саморазвитие. В последние годы в целях качественного решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей в системе образования развивается новая наука - акмеология.

Наука акмеология (греч.akme -вершина, расцвет) - определила новую систему понятий, методов, подходов. При акмеологическом подходе к проблемам профессионального развития специалиста человек достигает расцвета в своей профессии наиболее оптимальным для него путем. Саморазвитие и приобретенный опыт - составляющие части акмеологии. Акмеологическое навыки в развитии человека дают возможность достичь высокого уровня в карьере, обеспечивают поддержание стабильного творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования.

Акмеология в отличие от других наук, например педагогики, занимается исключительно процессами развития зрелой личности. С акмеологической точки зрения зрелость личности - это более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей так же гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. В акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости - АКМЕ - рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями.

В целях формирования показателей модели библиотечной профессии нами было проведено исследование, в котором предпринята попытка анализа зрелой личности на вершине профессиональной трудовой деятельности. Изучены объективные и субъективные характеристики труда библиотекаря. Объективные характеристики включали в себя цели и задачи трудовой деятельности библиотекаря. Субъективная сторона профессиональной деятельности библиотекаря представлена в исследовании через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты.

В исследовании использованы статиcnbческий метод анализа, методы опроса и наблюдения. Анкета содержит 39 вопросов, которые можно условно разделить на четыре основных блока: данные о респонденте, позволяющие оценить его половозрастную категорию; данные об образовательном уровне респондента. Этот блок вопросов позволяет определить мотивы профессионального выбора; данные о социальном и профессиональном статусе респондента. Третий блок вопросов позволяет определить профессиональную активность. Четвертый блок касался путей самосовершенствования в профессии и способов их реализации.

Было опрошено 254 респондента 23 центральных библиотечных систем из нескольких регионов Поволжья (Самарской, Саратовской, Новгородской областей). Из 23 - 18 ЦБС (78%) смешанного типа, (22%) - городские. Все опрошенные библиотекари работают по специальности. Ответившие на вопросы анкеты - женщины. Средний возраст опрашиваемых 49,5 лет. Они составляют 56 % от общего числа анкетированных и это наиболее значимая и активная часть работников.

Профессиональный стаж участвующих в анкетировании - от 20 до 35 лет. Это свидетельствует о том, что работники хорошо знают свою работу. Половина респондентов получили среднее специальное образование, 37% - высшее. Работники с высшим образованием, в основном, занимают управленческие должности - директора, заведующие филиалами и отделами ЦБС. Какими же путями опрошенные работники ЦБС пришли к своему призванию? Наиболее частыми были следующие ответы: случайность, советы родителей, знакомых. Доля таких ответов составила 31%. На втором месте - интерес к работе (25%).

На вопрос "Какими результатами Вы можете гордиться?" большинство респондентов ответили, что увеличилось количество читателей. Многие отметили свои личные достижения в работе, а именно, внедрены новые формы в обслуживание читателей, созданы и работают клубы по интересам, организовано обслуживание новых категорий читателей с ограниченными возможностями, а так же функционируют платные услуги. В то же время некоторые библиотекари указывают, что они не знают, какую реальную пользу они могут принести своей библиотеке. При ответе на вопрос: "Как Вы считаете, что делает Вас конкурентоспособным при поступлении на работу?" 62% отметили, что профессионализм и опыт работы, 25% - умение общаться и свой положительный имидж. В ответах библиотекарей значимость опыта и профессионализм преобладают, что с их точки зрения, помогает им реализовать свои мечты и начинания в карьере.

Творческая работа позволяет работникам библиотек наиболее полно раскрывать свои способности и плодотворно работать в течение всего рабочего дня. Поэтому 62% анкетированных не чувствуют усталости в конце рабочего дня, и только 12% ощущают усталость. Эти показатели демонстрируют качество организации работы и то, что библиотекари чувствуют себя в библиотеке психологически комфортно. Все респонденты отметили, что график работы удобен как для библиотекарей, так и для читателей. Работники сельских библиотек акцентировали свое внимание на том, что их устраивают условия работы (тепло, обустроенные рабочие места, уютно).

По результатам исследования нами выделено 5 основных стимулов, которые позволяют библиотекарям стабильно работать преимущественно при низкой оплате труда:

  1. Обстановка в коллективе (31%);
  2. Межличностное общение (62%);
  3. Альтруизм и интерес к работе (25%);
  4. Самореализация и ощущение личностью (18,7%);
  5. Доброта, искренность, сплоченность библиотечного коллектива, благодарность читателей (12,5%).

Библиотекари постоянно повышают свой профессиональный уровень. 94% респондентов обращаются к специальной литературе по профилю работы, посещают семинарские занятия, профессионально активны, инициативны. Желание библиотекарей заниматься самосовершенствованием, поддержка этого процесса в коллективах отражаются и в стремлении к обучению в академии культуры и искусств. Опрошенные библиотечные работники (75%) внесли предложения по усовершенствованию работы с кадрами, которые по их мнению, должны привести к созданию оптимально-комфортной структуры коллектива. Эти предложения касались ротации кадрового состава, более четкого отбора кадров при поступлении на службу.

Типизация и классификация представителей одной профессиональной категории на основе выделения сходных признаков и качеств, психологических установок, ценностных ориентаций позволяет определить пути роста библиотечного специалиста, создать систему профессиональной подготовки, разработать тренинговую систему необходимую для самооценки, самообразования и самосовершенствования библиотекаря. Проведенное исследование не претендует на всесторонний анализ поставленной проблемы, так как представляет первый этап акмеологического анализа профессиональной деятельности библиотечных специалистов.

Hosted by uCoz