Дворкина М.Я.

СТРУКТУРА И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Что собой представляет деятельность библиотеки или библиотечная деятельность? Два составляющие этого термина говорят о том, что при её изучении нужно иметь в виду, во-первых, то, что это деятельность, во - вторых, то, что она является библиотечной.

Согласно определению в "Большой советской энциклопедии" деятельность - "специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование". В этой дефиниции подчеркивается такое свойство деятельности как целесообразность.

При рассмотрении деятельности как системы М.С. Каган, А.Н. Леонтьев выделяют следующие её компоненты: цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью, объект (объекты), на который направлена активность субъекта, средства деятельности, процессы деятельности, условия, в которых она совершается, результаты деятельности.

Поскольку человек изменяет и преобразует разные стороны действительности, то он ставит разные цели, и, следовательно, осуществляет разные виды деятельности. Библиотечная деятельность - тоже разновидность человеческой деятельности. Как она вписывается в совокупность других видов человеческой деятельности?

Относительно недавно принят образовательный стандарт "Библиотечно-информационная деятельность". В нем к понятию "деятельность", помимо определения "библиотечная", добавляется определение "информационная". Обоснования этого нет. Попытаемся разобраться в данном вопросе.

Сегодня существует множество дефиниций понятия "информация" и более узкого понятия "социальная информация", каждое из определений раскрывает тот или иной аспект этих многогранных понятий, но не исчерпывает их значения, скорее всего это и невозможно. В перечислительном плане понятие "социальная информация" может быть представлено как совокупность текстов, графики, рисунков, звуковых сигналов, видео и т.п., значительная часть которых зафиксирована на материальных носителях. Материальные носители с этой информацией собирают, обрабатывают, хранят библиотеки, кроме того, в библиотеке распространяется и незафиксированная, устная информация. На этом основании библиотечная деятельность вполне может получить определение "информационная", поясняющее, что библиотечная деятельность - одна из разновидностей информационной деятельности. Отнесение библиотечной деятельности к информационной может быть обосновано и тем, что в структуре как библиотечной, так и информационной деятельности имеются общие виды и подвиды деятельности. Это сбор (комплектование), аналитико-синтетическая переработка информации (документов), формирование справочно-поискового аппарата, обслуживание пользователей, управление процессами и организацией. Сказанное позволяет рассматривать понятия "библиотечно-информационная деятельность" и "библиотечная деятельность" как синонимы.

Однако отнесение библиотечной деятельности к информационной не исключает рассмотрения её и как коммуникационной (документно-коммуникационной), культурной, просветительной, поскольку библиотечная деятельность осуществляет коммуникацию между человеком и документом (информацией), между человеком и культурой (через документ, информацию), через них же способствует образованию и просвещению людей. На этом основании она может рассматриваться как разновидность коммуникационной, культурной, просветительской деятельности. Это можно подчеркивать и в определении библиотечной деятельности (библиотечно-коммуникационная, библиотечно-культурная, библиотечно-просветительная деятельность), что иногда и делается сторонниками той или иной трактовки библиотеки и соответственно её деятельности. Но по названным выше причинам библиотечная деятельность наиболее родственна информационной деятельности.

Рассмотрим структуру и содержание библиотечной деятельности. В терминологическом словаре "Библиотечное дело" библиотечная деятельность рассматривается как "область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек". Это достаточно общее определение, показывающее, что библиотечная деятельность направлена на удовлетворение ряда потребностей населения (которые, кстати, удовлетворяют и многие другие учреждения: учебные заведения, театры, кино, музеи и т.п.), но не раскрывающее хотя бы в общих чертах, в чем специфика деятельности библиотеки. Но в этом же словаре имеется и другой термин "библиотечная работа", в определении которого показана специфика: "выполнение различных технологических процессов (комплектования, обработки и хранения документов, ведение каталогов, баз и банков данных, разнообразных форм обслуживания и др.) в библиотеке". Поскольку, согласно словарям, понятия "деятельность" и "работа" синонимы, отнесем определение "библиотечной работы" и к понятию "библиотечная деятельность".

Для уточнения содержания этого понятия обратимся также к нормативным документам. Анализ "Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках" (М., 1997) дает представление о структуре библиотечной деятельности и, следовательно, её конкретных целях, как они сложились к началу 1990 -х гг. (учитываются и некоторые особенности работы в автоматизированном режиме).

В качестве основных направлений этой деятельности здесь названы: комплектование библиотечного фонда; прием и учет поступивших документов; библиотечная обработка документов; организация и ведение каталогов; работа с фондом (по его сохранности, изучению); обслуживание читателей (в том числе внестационарное обслуживание); обслуживание по межбиблиотечному абонементу; массовая работа (подготовка и проведение мероприятий и книжных выставок, реклама библиотеки, работа по привлечению читателей); справочная и информационная работа (справочно-библиографическое обслуживание, библиографическое информирование, информационная работа - подготовка пособий, обзоров, аналитическая роспись изданий и т.п.); перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки; исследовательская работа; методическая работа (подготовка методических пособий, составление учебных программ, рецензирование материалов, чтение лекций, проведение практических занятий, стажировок, выезды в командировки, оказание методической помощи); работы научно-организационного характера (подготовка научно-практической конференции, семинара, "круглого стола", проблемных комиссий, советов и др.); редактирование рукописей; вспомогательно-техническая работа (машинописные работы и компьютерный набор); работа по организации труда и управлению (планирование, учет, сводная статистика, отчеты, подготовка производственных совещаний и т.п.).

На основе анализа содержания термина "библиотечная работа" в терминологическом словаре и в "Межотраслевых нормах времени…" становится понятным, что библиотечная деятельность представляет собою не один вид деятельности, а их совокупность (и даже систему).

Что такое вид и подвид библиотечной деятельности? Примерами видов деятельности можно считать формирование библиотечного фонда, формирование справочно-поискового аппарата, аналитико-синтетическую обработку документов, обслуживание пользователей, библиотечный менеджмент. Комплектование документов, их организация в фонде и хранение - подвиды деятельности по формированию библиотечного фонда, в свою очередь, они также делятся на подвиды. Например, первичный отбор документов, их учет, вторичный отбор и т.д. Виды и подвиды библиотечной деятельности представляют собою систему, каждый из них обеспечивает выполнение определенных видов услуг или продукции (конечной или промежуточной). Так, результатом формирования библиотечного фонда является фонд, а результатом комплектования приобретенный документ; итогами формирования справочно-поискового аппарата являются каталоги, базы данных, библиографические пособия. Результат аналитико-синтетической обработки документов - библиографическая запись, итог систематизации - индекс, обслуживания - услуга. Названные виды деятельности, обеспечивающие выполнение основного продукта библиотеки, можно обозначить как основную библиотечную деятельность.

В то же время в структуре работы, выполняемой библиотекой, представлена и деятельность, сопутствующая и содействующая осуществлению основной библиотечной деятельности - методическая, которая включает в представленных выше нормативных документах и учебную деятельность, научно-исследовательская, переводческая, редакторская, научно-организационная, вспомогательно-техническая и др. Все эти виды деятельности, хотя и не впрямую, но направлены на реализацию основной библиотечной деятельности.

Переводческая деятельность связана либо с предоставлением пользователям в процессе обслуживания содержания изданий на незнакомом им языке, либо с переводом данных для каталогизации, либо методических и научно-исследовательских работ по библиотековедению в целях знакомства библиотекарей с мировыми библиотечными тенденциями.

Методическая деятельность содействует повышению квалификации библиотекарей (т.е. субъекта библиотечной деятельности), разъясняя в письменной или устной форме особенности выполнения тех или иных технологических процессов, информируя о новшествах. Научно-исследовательская деятельность осмысливает основную библиотечную деятельность, роль библиотек и тем самым способствует интеллектуализации библиотечной деятельности, её развитию. Эти виды деятельности возникли на базе библиотечной деятельности и органичны для неё. Редакторская, научно-организационная, вспомогательно-техническая деятельности, как они представлены в "Межотраслевых нормах"…, фактически включены в методическую, научно-исследовательскую, поскольку методические пособия, научные работы сотрудники методических и научных служб сами редактируют, набирают на компьютере. Именно как часть технологического процесса методической или научно-исследовательской деятельности эти виды деятельности могут быть отнесены к библиотечной деятельности. Но если в библиотеке создаются специальные подразделения, например, издательства, их деятельность, хотя и реализуется на базе библиотеки, все же не может рассматриваться как библиотечная: субъекты издательской и библиотечной деятельности требуют разной профессиональной подготовки, у них разные объекты, средства, технологии.

Кроме того, в библиотеках осуществляются и такие виды деятельности как хозяйственная, снабженческая, деятельность, обеспечивающая поддержание в рабочем состоянии коммуникаций, оборудования и др. Эти виды деятельности также не являются библиотечными по названным выше причинам.

В разных по величине библиотеках масштаб деятельности разный. В небольших библиотеках выполняется только основная библиотечная деятельность, причем в довольно ограниченных объемах и, следовательно, на основе укрупненных технологических процедур. Можно сказать, что в этих библиотеках реализуется свернутая библиотечная деятельность. В средних библиотеках, где более сложная технология и объемы деятельности, появляются элементы методической и научно-исследовательской работы, в крупных библиотеках вследствие роста объемов фонда, новых поступлений, количества пользователей и библиотекарей детализируются технологические процессы, методическая, учебная, научно-исследовательская службы приобретают самостоятельное значение. Здесь библиотечная деятельность - развернутая.

Таким образом, внутренняя структура библиотечной деятельности складывается из основной деятельности и сопутствующей деятельности. Каждый из этих видов деятельности осуществляется субъектом (субъектами), его действия направлены на объект (объекты), действия осуществляются с помощью разных средств, способов, технологии. Здесь проявляются те особенности деятельности, о которых писал А.Н. Леонтьев: "в деятельности… происходит переход объекта в его субъективную форму, образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в её объективные результаты, в её продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами " субъект - объект" (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- Изд. 2-е - М.: Политиздат, 1977. - С.81). В библиотечной деятельности это конкретизируется в том, что объект (документ, запрос) переходит в субъективную форму - поисковый образ документа (ПОД), поисковый образ запроса (ПОЗ), в конце деятельности получается объективный результат (библиотечная продукция, услуга).

В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта (предмета), средств, способов, условий каждый вид деятельности реализуется с использованием разных технологических процессов, в результате которых создается та или иная продукция или услуга. Таким образом, вид деятельности и технологический процесс (технология) не тождественны. Например, при комплектовании таких объектов как книги, периодические издания, электронные документы и т.д. требуется использование разных технологических процессов, хотя вид деятельности - " комплектование" один. Для информирования о новых поступлениях (подвид обслуживания) в зависимости от субъекта и условий деятельности могут быть выбраны технологические процессы подготовки выставки, списка новых поступлений, Дня информации и т.п. Вместе с тем у всех технологических процессов одного вида деятельности имеется много общих элементов. Так, выставка, список, день информации предполагают этап подготовки, включающий изучение особенностей (целей, информационных потребностей, установок и др.) конкретных групп, подбор для них соответствующих документов, составление в соответствии с ними библиографического списка.

В библиотеке одновременно работают множество субъектов, оперирующих разными объектами, осуществляется ряд видов и множество подвидов библиотечной деятельности, технологических процессов, используются разные средства и способы, создаются разные варианты продукции и услуг.

Hosted by uCoz