Банина М.Д.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Библиотекарь является хранителем и проводником информации о совокупном продукте творческих сил человечества – культуре, духе и мышлении народа, основа характеристики которых социальные и индивидуальные качества человека. Если рассматривать библиотеку как учреждение духовного производства в обществе, то роль личности библиотекаря в создании и сохранении культурного наследия неоспорима. Известно, что личность характеризуется тем, что и как она создаёт, знает, ценит; с кем и как общается; каковы её художественные потребности и как их удовлетворяет.

На ментальность влияют все элементы культуры, но “технологично, наиболее прямолинейно, непосредственно и относительно быстро это может делать сфера образования”. Для училищ культуры Украины эти преимущества очень существенны. Ведь один на один с читателем выходит 18–19-летний “младший специалист”, который должен быть готов к диалогу, к роли “ведущего”, как минимум, для школьников Сложную задачу подготовки такого специалиста выполняют 26 училищ культуры Украины, высших учебных заведений 1–2 уровней. Об этом говорят результаты изучения отчетных документов, опыта работы училищ, общения с преподавателями и выпускниками, анкетирования работников библиотек.

Библиотечная деятельность – это тесная взаимосвязь различных видов деятельности: познавательной, проектно-преобразующей, ценностно-ориентационной, общения. Исходя из этого, система библиотечно-библиографического образования включает процессуально-технологическую подсистему, компоненты которой обеспечивают овладение соответствующими составляющими культуры как человеческой деятельности. В учебно-воспитательном процессе они реализуются относительно преимущественной принадлежности к материальной, материально-духовной или духовной культуре.

Познавательная деятельность будущего библиотекаря осуществляется в процессе изучения истории, истории книги, философии, культурологии, социологии, народоведения, информатики.

Элементы ценностной культуры призваны сформировать: литература, политология, право, религиоведение, педагогика и психология, профессиональная этика. Они способствуют формированию морально-психологических качеств, культуры общения, культуры речи, которая изучается на “Основах ораторского мастерства”. Художественное образование будущие библиотекари получают в результате изучения украинской, детской, зарубежной литературы, основ режиссуры, декоративно-художественного оформления, где получают не только знания о законах языка, изобразительного и прикладного искусства, но и формируют умения по различным видам художественного творчества.

При нечетком определении направления и организации практики студенту трудно оценить самостоятельно уровень приобретенных знаний и умений и проанализировать свои дальнейшие профессиональные возможности в области компьютерных технологий и электронных библиотек.

Другая проблема – проблема предметной взаимосвязи между практиками разного уровня. Все практики разнесены во времени обучения студентов. Для примера напомним, что практикум по профессии, проводящийся на 1 и 2 курсах учебы, обеспечивает формирование практических знаний и умений по применению вычислительной техники, непосредственной практической работы на ней.

В свою очередь, библиотечно-библиографическая практика, проводимая на 3 курсе, основывается на знаниях, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Целью библиотечно-библиографической технологической практики является закрепление теоретических знаний в области фундаментальных и специальных дисциплин для решения конкретных учебно-методических, библиотечно-информационных и научно-технических задач.

На 4 курсе все эти знания и навыки воспроизводятся студентами при компьютерно-информационной технологической практике с целью решения комплекса проблемных заданий, например, при изучении вопросов, включенных в методические указания Типовой программы студентов МГУКИ. На основе предварительного изучения теоретических вопросов, знакомства с заданной проблемой студентам необходимо самостоятельно сформулировать задачи и предложить порядок их решения. Эти задачи не простые, так как они включают в себя цепочку мыслительных операций, необходимых для приобретения опыта профессионально-творческой деятельности будущих специалистов по квалификации технолог автоматизированных информационных ресурсов.

В процессе решения заданий, включенных в цикл компьютерно-информационной технологической практики 4 курса, студенты приобретают опыт решения заданий с недостающим количеством данных, частично известными условиями, допускающими различные вариации решения практической задачи. При выполнении заданий у студентов вырабатываются умения выделять главное при решении задания, определять связи между рассматриваемыми явлениями и процессами, умение делать описание технологических процессов, обосновывать правильность логики при объяснении полученных результатов, обмениваться информацией с преподавателями.

Задания этого цикла способствуют формированию у будущих специалистов заинтересованного отношения к постановке и решению автоматизированных библиотечно-информационных проблем, самостоятельности мышления и принятия решения.

Таким образом, знания и навыки, полученные на учебно-лабораторной и библиотечно-библиографической технологической производственной практике, должны быть реализованы на компьютерно-информационной технологической производственной практике с учетом преемственности и связи с курсами дисциплины специализации.

Для обеспечения такой взаимосвязи практик необходимо еще раз согласовать содержание этих практик и, в особенности, получаемые результаты, выражаемые в умениях и навыках студентов, что мы и пытаемся делать в наших рекомендациях.

Предлагаемые содержательные критерии производственных практик призваны оценить уровень владения студентами современными компьютерными технологиями, освоенными за время учебно-лабораторных; библиотечно-библиографической и компьтерно-информационной технологических производственных практик, и способность студентов к представлению результатов по выполненной ими практической работы.

Следует особо отметить, что при грамотно построенной взаимосвязи практик, проводимых в течение всего учебного процесса в вузе, удается достичь наибольшей эффективности в теоретической подготовке студентов и практическом применении полученных ими знаний.

В период прохождения практик студентам рекомендуется принимать участие в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах ГПНТБ России, оценивать их целесообразность и эффективность, возможность использования отдельных результатов при подготовке курсовых и дипломных работ.

Hosted by uCoz