Арзуханов А.С.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ
И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Междисциплинарная интеграция – один из ведущих принципов профессионально-методической подготовки будущего специалиста в области библиотечно-информационной деятельности – технолога автоматизированных информационных ресурсов.
Научно-технический прогресс и новые ориентиры образования (глобалистика, инноватика, интеграция и дифференциация, гуманизация, демократизация, технологизация, автоматизация и др.) требуют модернизации библиотечно-информационного образования на основе ведущих принципов дидактики, в их числе принципа междисциплинарной интеграции.
Методика обучения библиотечно-информационной деятельности как специфической педагогической науки представляет собой науку с междисциплинарным своим предметом: продуктом интеграции общегуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин и дисциплины специализации.
Поэтому будущий технолог автоматизированных информационных ресурсов должен качественно усвоить не только систему научных знаний по дисциплинам специализации, но и систему знаний по дисциплинам библиотечно-информационного, психолого-педагогического, философского, социологического, экономического и т.п. цикла в их целостной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Усвоенные студентами интегративно-системные научные знания и обобщенные умения их применять должны быть использованы ими при выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) как важнейших видов студенческих НИР.
Курсовая и дипломная работа (проект) по методике преподавания комплекса дисциплин по квалификации “Технолог автоматизированных информационных ресурсов”, и до 2007 г. по специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах” – это важная часть в цепи вузовской профессионально-методической подготовки специалиста. Поэтому эти работы должны вобрать в себя все интеллектуальное и практически ценное, что студент университета усвоил в процессе образования и профессионализации.
Междисциплинарная интеграция в вузе требует постановки и решения комплекса разнообразных (педагогических, математических, библиотечных, информационных, культурологических, технологических, технических и т.п.) задач.
Профессиональная деятельность технолога автоматизированных информационных ресурсов носит комплексно-интегративный характер, поскольку он выполняет триединые функции: производственно-практическую, включая управленческую; методическую и экспертно-консультационную и научно-исследовательскую.
Формирование готовности к такой сложной деятельности в условиях интеграционных процессов в науке, образовании, экономике, технологии и технике невозможно без реализации принципа междисциплинарной интеграции.
Следует отметить, что предметная система обучения по соответствующим дисциплинам в БИИн МГУКИ имеет свои преимущества, связанные с возможностью более глубокого проникновения в сущность рассматриваемых вопросов. Вместе с тем предметное обучение, имея узкоспециализированную направленность, раскрывает изучаемый материал односторонне. Использование междисциплинарной интеграции позволит рассмотреть изучаемый материал всесторонне, многоаспектно, с позиций различных наук, в их целостной взаимосвязи, в динамике и развитии.
Выполнение курсовых и дипломных работ (проектов) на кафедре информационных технологий и электронных библиотек позволяет студенту осуществить междисциплинарные связи и синтез знаний из различных наук и учебных дисциплин одного или разных циклов, обеспечивая включение в деятельность интегративного характера, проблемную по содержанию и способам реализации в профессиональной деятельности.
Междисциплинарная интеграция выступает также как важный фактор, определяющий содержание курсовой и особенно дипломной работы (проекта), как показатель качества и завершенности профессионально-методической подготовки студента в МГУКИ, как важнейшее условие, детерминирующее способы раскрытия выбранной темы и метода установления предмета исследования.
Междисциплинарная интеграция содержания четырех ведущих циклов (социогуманитарного, общепрофессионального, специального, технико-технологического) – непременное условие для более полного и точного описания исследуемого объекта курсовой и дипломной работы (проекта) по методике преподавания дисциплин специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”.
Таким образом, выполнение курсовой и дипломной работы (проекта) на основе междисциплинарной интеграции позволит студентам не только актуализировать свои знания из различных научных областей и включить их в НИР, но и творчески подготовиться к предстоящей профессионально-практической деятельности в библиотеке, в службах НТИ и других учреждениях.