Черниченко В.И.

ЧЕСТНОСТЬ И ЛЖИВОСТЬ
КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО БИБЛИОТЕКАРЯ

Можно ли рассматривать лживость изолированно от такой категории как честность? Рассматривать, может быть, и можно, но существуют они бок о бок. Честность – интегративное качество личности, особая психолого-педагогическая, нравственная категория. В толковом словаре В. Даля это понятие определяется как качество, свойство человека, производное от “честь” – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чис-тая совесть.

Честность неотделима от истины. Истина (тот же источник) – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть (все, что есть, то истина). В.И. Даль справедливо утверждает, что “ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостный. Истина относится к уму и разуму, а добро или благо к любви, нраву и воле”. Ложь полярна честности.

Ложь, а следовательно и лживость – у В. Даля от лгать – говорить неправду, противное истине – то, что солгано, слова, речи, противные истине. В толковом словаре Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова ложь определяется как неправда, намеренное искажение истины.

Как же эти качества личности уживаются вместе и уживаются ли они вместе у будущих специалистов библиотечного дела, которым очень скоро предстоит работать с людьми, читателями, с коллегами по работе, нести людям добро и правду, чистоту своих помыслов.

В МГУКИ в течение многих лет мною проводилось исследование, в котором приняли участие десятки студентов, аспирантов и читателей библиотек. Целью его было выявление наличия (отсутствия) такого качества личности как лживость, мотивы лжи.

Респондентам давалась педагогическая задача, на основе молитвы финских рыбаков, которую они, якобы, произносят перед рыбной ловлей: “Господи, помоги поймать большую рыбу, чтобы не пришлось врать”.

К данной задаче ставились вопросы:

1. Может ли библиотекарь влиять на духовно-нравственное развитие читателей, требовать от них честных поступков, если сам не является образцом в этом отношении?

2. Обманывали ли вы родителей, близких и малознакомых людей, говорили неправду кому-нибудь?

3. Что заставляло вас лгать?

4) Составьте свою молитву по аналогии с приведенной.

В результате исследования было выявлено: ответы на первый вопрос очень похожи. “Желательно, чтобы библиотекарь был человеком честным. Иначе книги быстро из библиотеки перейдут в его домашнюю библиотеку”. “Смотря какие мотивы побуждают лгать, говорить неправду”. На второй вопрос большинство ответило утвердительно: все опрошенные хотя бы один раз в своей жизни обманули других людей. Чаще всего они обманывают родителей и малознакомых людей.

На третий вопрос большая часть опрошенных называла свои причины, побудившие их говорить неправду.

Приведем несколько ответов на этот вопрос. “Врать у меня уже вошло в привычку. Вру постоянно, по любому поводу, разговаривая с подругами, родителями. Ничего не могу с собой поделать”;

“Я, наверное, клиптоманка. Не могу пройти мимо некоторых вещей: красивых мелочей в магазине, книги в библиотеке. Я из очень бедной семьи и мне хотелось хорошо одеваться и иметь то, что имеют другие девушки. Когда мне было 14 лет, я в магазине спрятала в свою сумочку блузку, меня “застукали”. Мне было очень стыдно, пришлось все о себе рассказать. Меня отпустили. Больше я так не поступаю, потому что боюсь”; “Когда у меня дома были друзья, я взял из бара водку, а в бутылку подлил воды. Родители этого не заметили. После этого я еще не раз это делал”; “Я иногда беру у своих родителей деньги без спроса. Поскольку я не работаю, то тех денег, которые они мне дают, не хватает, а хочется иногда купить пива, или сводить свою девушку в кино. В последнее время это вошло в привычку, и я боюсь, что родители однажды заметят пропажу денег. Является ли воровство денег у родителей обманом, ложью? Мне кажется, да”;

“Я иногда прихожу домой в 3–4 часа ночи, и если родители услышат, они начинают кричать на меня, воспитывать, обнюхивать, не пил ли я или курил. Меня это унижает, я уже взрослый человек, студент третьего курса, а меня все еще считают маленьким. Я стараюсь пройти незаметно, а утром говорю, что пришел после одиннадцати часов”;

“Все мои друзья хвастаются победами на любовном фронте, а мне рассказать нечего, так как отношения с девушками не клеятся. Мне приходится врать, что у меня есть девушка и все такое”; “Я встречаюсь с парнем, который не нравится моим родителям. Они не разрешают мне с ним встречаться. Но я с ним встречаюсь, а родителям говорю, что перестала с ним встречаться”.

Попытка систематизировать мотивы лжи будущих библиотекарей по принципу отношения к материальной или духовной сфере позволила сделать следующие выводы.

На первом месте стоит мотив самоутверждения студента в социуме. Это самоутверждение в микросоциуме (студенческой среде, среде сверстников, малознакомых людей, родителей, в глазах близкого человека, с которым хотели бы создать семью и т.д.). Ими руководит желание выглядеть в глазах окружающих умнее, благополучнее, богаче и т. д., чем есть на самом деле. Приведу несколько примеров. Один аспирант, будущий ученый в области библиотековедения, библиотековедения, книговедения, крадет в своем вузе картину, чтобы подарить ее девушке, другой выносит книгу из библиотеки, студент “скачивает” из Интернет курсовую работу и сдает ее преподавателю на проверку, выдавая ее за собственный труд. Лгут с целью приобретения каких-либо льгот, прав. Таких примеров можно привести достаточно много. От подделки подписи преподавателя в зачетке, до подделки документа об образовании. Но что удивительно, все совершившие проступок оправдывают себя: один хотел порадовать (краденым) подарком девушку, другой – тем, что украденная книга редкая, он долго за нею охотился, она нужна ему для личной библиотеки, а материал, взятый из нее украсил бы научную статью, над которой он работает. У третьего нет времени писать курсовую работу и так хорошо, как написана эта, ему не написать, за нее он мог получить отличную оценку. И никому из них не пришло в голову, что взять чужое (материальную или нематериальную ценность) и выдать его за свое – это двойная ложь.

На втором месте стоит страх. Страх быть наказанным родителями, преподавателями или кем-то еще за какой-либо проступок или неблаговидный поступок. Что касается семьи, то здесь сказывается недостаток воспитания в семье. Человека с детства ставят в такое положение, когда обмануть, сказать неправду проще, чем честно признаться в содеянном. Со временем начинающий лжец понимает, что обман поможет оттянуть, отодвинуть хоть не надолго, а может быть и надолго наказание. Постепенно формируется привычка говорить неправду. Французы же говорят: посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу.

Иногда родители или люди, имеющие авторитет у ребенка, говорят неправду, попросту говоря, лгут в его присутствии. Это способствует закреплению стереотипа мышления и поведения в правиле: “Все окружающие люди хоть изредка говорят неправду. Если солгу я, ничего страшного не произойдет”.

На третьем месте – стыд. Он нередко заставляет человека скрыть правду. Студенты говорят, что в беседе с посторонними людьми, им бывает стыдно сказать, что он беден, что у него нет хорошей библиотеки, что он не читал ту или иную книгу, что его родители алкоголики и т.д. Ему приходится “выдавать желаемое за действительное”, т.е. лгать.

Ложь расценивается отдельными студентами вуза, будущими библиотекарями как средство получить быстрее желаемое, извлечь сиюминутную выгоду. Как я уже говорила, сдать преподавателю на проверку чужой реферат или курсовую работу, выдать ее за “свою”, чтобы получить более высокую оценку. Многие убеждены, что иногда обман, ложь бывает во благо, во спасение, если речь идет о чьей-то жизни, о благополучии семьи, близких людей, репутации, любви и т.д.

Вместе с тем большая часть опрошенных считает ложь противоестественным состоянием человека. Большинство сопротивляется лжи, совесть их страдает от необходимости говорить неправду близким людям. Пытаются освободиться от лживости как привычки. Честность сопротивляется лживости. Не случайно молитвы, составленные ими, полны мольбы о помощи к Богу, просьб излечить, избавить их от дурных привычек, помочь справиться с собой, уйти от искушения говорить неправду. “Господи, помоги мне стать независимым от родителей, чтобы не приходилось врать”; “Господи, сделай так, чтобы в моей жизни было меньше вранья”; “Господи, проведи мимо искушения”; “Господи, помоги мне не врать близким людям, так как сама от этого страдаю”.

Постепенно формируется, оттачивается мысль: только свободный человек может позволить себе быть честным. Ложь, лживость – признаки раба. Раба привычки, раба чужой воли, чужого влияния, в том числе и нездоровой среды обитания. Значит, осталось немного – освободить себя от рабства.

Hosted by uCoz