Царева А. В.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИЙ БИБЛИОТЕКАРЯ
И ДОКУМЕНТАЛИСТА ВО ФРАНЦИИ

В XII в. термин “документ” (от латинского documentum – то, что служит для просвещения) имеет смысл “обучение”. Миф о библиотеке, как о месте сосредоточения всего человеческого знания начинает принимать в умах людей определенную форму. Немецкий философ Лейбниц, энциклопедическая культура которого распространялась на такие области знания, как математика, теология, история и право, становится библиотекарем в Гановре в 1676 г. и уже задумывается о создании “универсальной библиотеке”. В 1751 г. статья в “Энциклопедии” Дидро и Д’Аламбера определяет профессию библиотекаря следующим образом: “Библиотекарь, тот, кто охраняет, заботится, обеспечивает хороший порядок и следит за перемещением книг библиотеки”. Что же касается документоведения, то в это время идет процесс его зарождения. Глагол documenter во французском языке (переводится на русский язык как подтверждать документальными данными, документами; снабжать документами, документальными данными, материалом) появился в 1769 г. и Алфавитный словарь Поля Робера определяет его как действие наполнения чего-либо документами. Это происходит из-за юридического употребления “тексты и документы”: “Написанное служит доказательством или сведением чего-либо: летописи, архивы, досье, материалы, бумаги, документы”.

В XIX в. происходит структуризация информационных профессий. В 1821 г. создается Национальная школа Хартий, которая готовит архивистов. Период с 1850 по 1900 г. является периодом глубоких изменений. В библиотеки приходят настоящие специалисты. Леопольд Делисль, выпускник Национальной школы Хартий, первый, кто настаивает на сугубо техническом характере образования библиотекаря: “Библиография, библиотековедение стали науками, сложность которых возрастает из года в год”. С 1870 г., с первого своего употребления слово “документация” приобретает смысл “поиск документов для обучения или написания диссертации”. В конце XIX в. библиотеки перестают развиваться в плане сохранения своих древних фондов. Читатели все меньше посещают библиотеки, персонал получает некачественное образование. Именно в этот период, в 1873 г., создается первый профессиональный диплом CAFB – le Certificat d’aptitude aux fonctions de bibliothecaire – сертификат о профессиональной подготовке библиотекаря.

В 1880 г. появляется большой интерес к документоведению. С развитием научной и технической информации оно начинает отделяться от классического библиотековедения. Промышленность создает специализированные документные центры в таких областях, как, например, угольная, энергетическая, химическая. Затем охватывает и другие области: торговля, социальная сфера, образование. В 1895 г. Поль Отлэ и Анри Лафонтен, бельгийские адвокаты, определяют понятие “документация”.Определение это очень широкое: оно включает в себя библиографию. Документация – наука, которая позволяет собрать все документы по данной конкретной теме. Начало XX в. отмечено появлением документных систем, достигающих иногда национального масштаба; системы лежат в основе современной концепции информатики и документоведения, и базируются на классической модели библиотековедения.

В 1906 г. создается Ассоциация французских библиотекарей (ABF), которая с самого начала своей деятельности приводит к унификации и признанию профессии библиотекаря. Ассоциация проводит ряд действий, направленных на развитие начального образования персонала.

После Первой мировой войны движение по созданию документных центров, связанное с быстрым развитием экономики, значительно возрастает в большей степени в государственном секторе, чем в частном. На международном уровне создаются нормативные структуры: Международная Федерация по документации, Международная Федерация библиотечных ассоциаций, Международная Ассоциация по стандартизации.

В течение 30-х гг. XX в. понятие “документация” приобретает смысл “методическое использование информации”. В то же время создается организация по документации, которая объединяет группу библиотечных и документных про-фессий и является, до 1950 г. документной лабораторией во Франции. После 1945 г. термины “документация” и “документалист” становятся действительно необходимыми, развиваются специальные журналы и школы. В 1950 г. создается Национальный технический институт в области документации. Для обработки данных начинают использовать информатику (в 1944 г. рождается компьютер, “первый электронный мозг”). Теперь все чаще говорят об автоматизированном поиске, об управлении документами.

В 1960 г. создается Высшая национальная библиотечная школа (ENSB, сегодня ENSSIB – Высшая национальная школа информатики и библиотековедения), которая дает образование государственным и территориальным библиотекарям. В том же году создается Ассоциация документалистов и специализированных библиотекарей – ADBS (се-годня, Ассоциация специалистов в области информации и документации, ADBS), которая насчитывала в 2000 г. 6000 документалистов. Эта Ассоциация играет главную роль в профессиональном утверждении документных специальностей с точки зрения как представительности в обществе, так иобразования, и развития профессии.

Сегодня библиотечные и информационные профессии находятся на решительном повороте в своей эволюции. Мир информации знает изменения, которые затрагивают интересы общества и особенно профессий, которые имеют к этому непосредственное отношение. Глобализированная информация не знает больше границ, она распространяется по сетям, которые, хотя и не однородны, сообщаются между собой. В частности, предприятия могут сотрудничать и легко иметь доступ к различным и почти бесконечным источникам, обмениваться письменными данными или в форме картинок и звуков. Одна из важных характеристик, которую следует подчеркнуть – каждый сам является производителем определенной информации.

Сообщаться стало самым главным словом нашего общества. Специалисты в области библиотековедения и документоведения быстро поняли жизненный интерес для своей работы: необходимо уметь быстро приспосабливаться к новым средствам коммуникации и распространения информации. Быстрее, чем это сделает пользователь-читатель.

Современный мир парадоксален и сложен, и информационные профессии, чтобы быть признанными, вынуждены приспосабливаться и развиваться. Взрыв информации породил различные профессиональные области деятельности, которые раньше опирались только на обработку документов, управление и читателей. Однако обработка документа включает не только материальную сторону, ее анализ, но и план развития фондов с разработанной политикой комплектования.

Границы между мирами информации, коммуникации, документами и библиотеками имеют четкие тенденции к стиранию и профессионал в области информации, будь он библиотекарем или документалистом, должен одновременно уметь организовывать документацию и управлять библиотекой, находить информацию, сообщать и передавать ее.

Hosted by uCoz