Хижняк Е.В.

ОБУЧЕНИЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ:
ПЕРСОНАЛ БИБЛИОТЕКИ

Интенсивное развитие способов обработки и поиска информации заставило ввести понятие “новые информационные технологии” в обиход специалистов различных отраслей науки и производства. На протяжении некоторого времени эти технологии не касались библиотечных сотрудников в основном из-за слабой материальной базы. Но библиотека как центр накопления, хранения и поиска информации не могла долго оставаться в стороне. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью библиотечной деятельности. Тем не менее в погоне за автоматизацией библиотечных процессов, которую связывают с техническим оборудованием и программным обеспечением, забывают, что основным ресурсом в этой области является человек. Именно люди будут использовать все достижения прогресса отрасли.

Человеческий ресурс является определяющим, и его разработка представляет наибольшие трудности. Низкий уровень преподавания, как правило, без учета уровня подготовки слушателей сводит на нет усилия разнообразных семинаров и тренингов. Принято считать, что тренинги – это удел крупного бизнеса. Однако сегодня очевидно, что проблемы адаптации к изменениям стоят перед любой организацией. Организационные задачи крупных библиотек, их деятельность по объему производственных функций, количеству персонала, наличию материальных ценностей, ежедневному потоку посетителей вполне сопоставима с деятельностью крупной коммерческой организации. В современной нестабильной ситуации активных технологических изменений классическое библиотечное образование не всегда успевает отражать специфику всех процессов, происходящих в действительности. Тренинг же позволяет не только расширить кругозор, но и предоставляет возможности решений конкретных проблем библиотеки. Поэтому обучение сотрудников – это важный процесс, требующий планомерной подготовки и методических подходов для повышения его эффективности.

Слушатели платных курсов заведомо имеют положительную мотивацию и цель за короткий промежуток времени получить и обработать большой по объему материал. В результате часть проблем, мешающих освоению, снимается самими слушателями.

Совсем иными видятся предпосылки обучения сотрудников библиотек. У большинства из них изначально негативная установка на работу с ПК из-за приверженности к традиционным методам работы, убежденности в т. наз. “собственном гуманитарном складе ума” и / или “боязни” машин. Профессиональный консерватизм переносится на другую деятельность и становится консерватизмом сознания, что приводит к потере навыка обучаться.

При обучении сотрудников библиотек, прежде всего, следует учитывать специфику отделов, где они работают. Целесообразнее проводить занятия с самыми активными, которые затем помогут своим коллегам в освоении материала. В зависимости от специфики отделов появляются различные потребности в изучении прикладных программ. Целесообразно поэтапное их изучение. Вначале минимальные представления о том или ином программном продукте и закрепление начальных навыков на рабочих местах. Далее – углубленное изучение тех же тем с последующим закреплением полученных навыков практической работы. В конце – итоговые индивидуальные консультации по вопросам, возникшим в ходе использования изучаемых программ. Особо хотелось бы отметить необходимость предоставления обучающимся возможности работать на ПК постоянно. Группы для обучения лучше формировать не только в зависимости от специфики отделов и уровня начальной подготовки, но и в зависимости от личных пожеланий сотрудников.

Недостаточный уровень преподавания также отрицательно сказывается на качестве проведения семинаров и тренингов. Не секрет, что далеко не всегда прекрасный программист является хорошим учителем. Найти преподавателя, способного доходчиво разъяснить слушателям суть материала – большая проблема.

Требования к библиотекарю будут повышаться вместе с развитием электронной техники и новых информационных технологий. Поэтому повышение уровня образованности сотрудников библиотек закладывает фундамент корпоративного общения как внутри самой библиотеки, так и с другими организациями.

Hosted by uCoz