Фунтикова С.П.

АДМИНИСТРАТОР-ФОНДОХРАНИТЕЛЬ
ДОКУМЕНТНОГО ФОНДА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность”, утвержденный в феврале 2003 г., ввел квалификации, на основании которых выпускник в соответствии со своей общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять деятельность по следующим основным направлениям: производственно-практической, включая управленческую, социализирующей, методической, экспертно-консультационной, образовательной и научно-исследовательской.

В соответствии со специальностью “01. Библиотекарь-библиограф, преподаватель” в стандарте среди названных основных задач профессиональной деятельности специалиста указывается “формирование и хранение документных фондов”. Темам хранения и сохранности документного фонда на дневном отделении отводится в соответствии с программой курса “Библиотечный фонд” 2 академических часа лекционных и 2 часа семинарских занятий. Безусловно, такое распределение по темам и видам нагрузки недостаточно, поскольку оно не отражает современную актуальность данной проблематики – в настоящее время реализуется “Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации”. Однако на заочном факультете названные темы изучаются более детально, и они разработаны в методических указаниях по курсу “Библиотечный фонд” (2003 г., отв. ред. С.П. Фунтикова) как контрольные домашние задания (“Система обеспечения сохранности библиотечного фонда”, “Хранение документного фонда”). В сессионное пребывание студентов на указанные темы отводится 2 часа лекционных из 14.

Вопрос о самостоятельной специализации, обеспечивающей подготовку администратора-фондохранителя документных фондов, неоднократно обсуждался на расширенных заседаниях кафедры документных ресурсов и ДОУ и специалистов научно-исследовательских центров консервации и реставрации, созданных при национальных библиотеках. В результате обсуждений было выявлено, что кафедра может обеспечить подготовку специалиста-управленца в области сохранности документных фондов. Профессиональное образование по специальности, связанной с консервацией и реставрацией документного фонда, осуществляется в университетах на факультетах естественнонаучного профиля, а дальнейшая специализация выпускников происходит в названных специализированных научно-исследовательских центрах.

В 2001 г. по гранту Министерства культуры РФ на кафедре разрабатывался стандарт по специальности 632003 “Хранение документного фонда”, в котором за мной был закреплен один из его пунктов – “Требования к уровню подготовки выпускника”.

Изучение профессиональной литературы, выявление различных точек зрения специалистов, работающих в фондохранилищах библиотек, а также занимающихся консервацией, реставрацией документов, изучение зарубежной практической деятельности некоторых национальных библиотек и т.д. позволили выделить “Требования к профессиональной подготовленности специалиста”.

В результате полученного высшего профессионального образования администратор-фондохранитель знает: системы хранения документов в документально-коммуникационных системах; характер деятельности и роль библиотек, архивов, музеев и других социальных институтов, образующих документохранение и общественное документо-использование; теоретические аспекты проблемы безопасности документных фондов; цель и необходимость определения приоритетов в деятельности по сохранению документных фондов; особенности сохранности документов в различных социальных институтах; комплекс правовых, организационно-административных, специальных, экономических, социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на нейтрализацию внешних и внутренних угроз для нормального функционирования библиотеки /архива/ музея и их документных фондов; проблему физической сохранности документных фондов (современные методы предотвращения пожаров, стихийных бедствий, хищений, экологических воздействий); причины и последствия природных и техногенных катастроф; экологическую безопасность и масштабы отечественной и международной преступности (аспекты борьбы с посягательствами на культурные ценности, особенности контрабанды различных документов); сов-ременные технические средства охраны в инфраструктуре обеспечения безопасности библиотек /архивов/ музеев; инновационные методы, технологии и научно-технические новшества в области сохранения, консервации и реставрации документов; защиту документных фондов, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну; по-литику управления библиотекой в аспекте обеспечения безопасности ее ресурсной базы; безопасность библиотек как социальных институтов; содержание и основные направления политики управления библиотекой в аспекте безопасности ее фондов; организационно-правовое и информационное обеспечение безопасности библиотек как части государственных документных ресурсов; вопросы защиты библиотечных фондов от порчи и хищений как комплексную проблему; цели и задачи превентивной консервации документных фондов; основы консервации документов; основы материаловедения; основы микрофильмирования и оцифровки документов; зарубежный опыт микрофильмирования и оцифровки документов; основы исследований по микроскопии, микологические, энтомологические исследования; основы фотографии, репрографии, лазерографии; архитектурно-планировочные особенности зданий библиотек /музеев/ архивов; оборудование и вспомогательные технические средства для обеспечения сохранности их фондов; инженерные системы и аварийные ситуации, связанные с функционированием инженерных систем; тенденции развития документных фондов с применением новых технологий; информационную безопасность (защиту авторских прав на создаваемую в библиотеках интеллектуальную собственность, предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации); технологию и этику организации доступа к документным фондам в библиотеках; психологию общения библиотекаря и пользователя в контексте проблем сохранности библиотечного фонда.

Администратор-фондохранитель умеет: разрабатывать “Концепцию обеспечения безопасности библиотеки /музея/ архива” и совершенствовать ее в соответствии с новыми условиями функционирования этих институтов и современными технологиями сохранности документных фондов и доступа к ним; разрабатывать стратегию информационной безопасности документных фондов; разрабатывать план сохранности документного фонда (библиотечного, архивного, музейного, информационного и др.); составлять задание на проектирование системы безопасности деятельности библиотеки, музея, архива и оформлять документы по сохранности их фондов; внедрять новейшие технологии, обеспечивающие сохранность документного фонда; формулировать четкие правовые нормы, регламентирующие ответственность каждого сотрудника за надлежащее хранение и использование документного фонда; организовывать контроль над сотрудниками, исполняющими весь комплекс мероприятий по сохранности библиотечного, музейного, архивного фондов; проводить контроль за соблюдением правил и норм поведения сотрудников при обработке, защите и предоставлении информации; осуществлять профилактическую работу с сотрудниками библиотек, музеев, архивов по предупреждению правонарушений и преступных посягательств; обучать персонал учреждений правильным действиям в случае аварий и катастроф; руководить в библиотеке службой безопасности и совершенствовать ее работу; налаживать взаимоотношения с правоохранительными органами при обеспечении безопасности документных фондов с представителями силовых структур и надзорно-контролирующих органов; предупреждать чрезвычайные происшествия (пожары, аварии инженерных систем и др.); контролировать работу технических средств охраны и безопасности в библиотеках, архивах, музеях; выявлять закономерности развития и изменения в составе и структуре документных фондов и проектировать систему мероприятий, направленных на их безопасность в учреждениях; налаживать систему паспортизации отдельных видов и типов документов для их охраны инженерно-техническими средствами; находить пути повышения физической сохранности документов с помощью теле-, фото технологий; определять микроклимат в библиотечных, архивных и музейных зданиях и инженерных системах для его обеспечения; обеспечивать комплексом мер сохранность документных коллекций в экологически неблагоприятных условиях; проводить экспертизу ценности документов с целью их дальнейшей консервации или реставрации; разрабатывать план действий в экстремальных и посткатастрофных ситуациях; определять основные элементы плана сохранности документного фонда, его частей и элементов; разрабатывать программы консервации документных фондов; проводить различие между консервацией и сохранностью документных фондов и отдельных документов, учитывая их принадлежность библиотечным, архивным, музейным, информационным, личным и другим фондам; принимать решения по спасению документных фондов и действовать в экстремальных ситуациях; обеспечивать защиту документных фондов от неблагоприятного воздействия физико-химических и биологических факторов; внедрять альтернативные, экологически чистые технологии дезинфекции, дезинсекции и дератизации документных фондов; оснащать фондохранилища оборудованием для поддержания необходимых климатических условий и контроля теплового и влажностного режимов; дифференцировать документы для превентивной консервации фондов (массовой стабилизации и реставрации).

Специалист владеет: методами анализа и проектирования систем документации, управления ими, подготавливать управленческое решение по сохранности документных фондов; методикой страхования как способом экономической защиты библиотеки и ее фондов; методикой проведения мероприятий по безопасности документных фондов, зданий и сооружений, материальных ценностей; техническими средствами телекоммуникаций (включая Интернет и Интранет); критериями оценки документов, подлежащих консервации и реставрации; методами расчета экономической целесообразности консервации, реставрации документов.

На наш взгляд, введение специальности по хранению документного фонда с рядом курсов в ней, например, “Безопасность библиотечного фонда”, “Технология сохранения документного фонда”, “Документационное обеспечение хранения библиотечного фонда”, “Сохранение библиотечного фонда в процессе использования” и др. позволило бы выпускнику библиотечно-информационного института обладать основательной подготовкой к практической деятельности на всех основных направлениях профессии.

Купить натуральные детские угги.
Hosted by uCoz