Трофимова Р.А.

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БИБЛИОСОЦИОЛОГИИ

Преодоление кризиса библиотечного дела в современной России невозможно без интенсивного развития библиосоциологии, призванной изучать закономерности трансформаций библиотечного дела, осмысливаемого в качестве одного из основных социальных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Развитию библиосоциологии мешают многие обстоятельства, главным из которых следует признать ошибочность укоренившегося мнения, согласно которому она понимается только как применение социологических методов для изучения любых библиотечных проблем, а не как познание тенденций экзогенных и эндогенных перемен социального института библиотечного дела.

Библиосоциология – междисциплинарное знание, образующееся на стыке библиотековедения и социологии, тесно взаимодействующее с культурологией, книговедением, литературоведением, психологией, педагогикой, наукой социальной работы, менеджментом и маркетингом, а также многими отраслями социологии – социологией культуры, социологией книги, социологией литературы, социолингвистикой, социальной психологией, социологией чтения, социальной логотерапией, социологией управления, социальной конфликтологией, но автономное от всех вышеназванных отраслей и подотраслей наук об обществе и человеке.

Библиосоциология функционирует на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Отечественная теоретическая библиосоциология характеризуется конкуренцией концепций элитаризации, информатизации, маркетингизации библиотек, библиосоциальной работы и других, претендующих на универсализм, на определение общей для всего библиотечного дела России стратегии развития. Эмпирическая библиосоциология представлена многочисленными прикладными социологическими исследованиями разнообразных библиотечных проблем. К сожалению, между этими уровнями библиосоциологии до сих пор лежит труднопроходимая пропасть. Теоретизирование о судьбах библиотечного дела, как правило, не подкрепляется валидными эмпирическими выводами, а последние делаются относительно частных вопросов деятельности библиотек, далеких от институциональной проблематики библиотечного дела.

Общим недостатком всех вариантов библиосоциологического и, думается, библиотековедческого теоретизирования выступает недоучет зафиксированной эмпириками тенденции углубления дифференциации библиотек по совокупности социально значимых показателей на качественно различные типы. В современной России сложилась ситуация, при ко-торой разные структуры социального института библиотечного дела трансформируются по принципиально отличным траекториям, в силу чего ни одна из выдвинутых до сегодняшнего дня теорий дальнейшего развития библиотечного дела не может иметь универсальной значимости.

Эмпирическим библиосоциологическим исследованиям присущи многие пороки, побуждающие усомниться в их валидности. Речь идет о несоблюдении правил разработки и реализации исследовательских программ; отсутствии должных корреспонденций целей, задач, гипотез, методов и инструментария исследования; преимущественном ис-пользовании количественных методов, анкетирования, особенно, массовом уклонении от применения качественных и количественно-качественных способов получения и обработки информации; незнании библиосоциологами инновацион-ных социологических методик; нарушениях принципов выборки, репрезентивности и многом другом.

Библиосоциология заслуживает того, чтобы стать учебным предметом библиотечных, информационно-библиотечных и социологических факультетов вузов России, а также курсов и факультативов повышения квалификации библиотечных работников.

дверные ручки archie
Hosted by uCoz