Титов Д.А.

КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Российские и западные специалисты считают, что из трех способов управления организацией (в том числе и вузом) – авторитарного (при помощи приказов, указаний, инструкций и жесткого контроля за их исполнением); экономического (при помощи системы стимулирования); ценностного (через нормы и правила) – последний в настоящее время недооценен и является наиболее эффективным. Корпоративная культура – один из трех основных способов управления организацией, наряду с управленческой иерархией и рынком. Корпоративная культура – это признаваемые в организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).

Корпоративная культура разрабатывается и внедряется отнюдь не из филантропических намерений. Она имеет сугубо практическую направленность и если построена грамотно и умело, то способна решать две важнейшие задачи. Во-первых, способствовать успешному развитию вуза путем расширения рыночной ниши за счет предоставления образовательных услуг с соблюдением высоких стандартов; параллельно создается высокая репутация учебного учреждения на рынке. Во-вторых, получить максимальную отдачу от человеческого капитала вуза за счет создания благоприятного социально-психологического климата, достойной оплаты, предоставления сотрудникам возможности развиваться, получать дополнительные льготы и привилегии.

Корпоративные ценности – это набор гласных и негласных правил, при помощи которых администрация и сотрудники определяют приоритеты, формируют систему поведения для достижения целей организации.Обычно различают этические, социально-экономические и коммуникативные ценности.

Этические ценности определяют, что для организации может быть плохим и хорошим, нравственным и безнравственным. Социально-экомические ценности описывают: как строится бизнес, каков общий стратегический подход к выбору ключевого преимущества организации (универсальность, специализация, “нишевой” подход), какова структура издержек и правил экономического взаимодействия (деканат – вуз в целом, филиалы и вуз), каковы приемлемые и желаемые темпы роста, каков основной принцип построения структуры вуза (создается под конкретных людей или под определенные задачи). Коммуникативные ценности описывают: отношение сотрудников к работе и принципы горизонтальны коммуникаций; отношение руководства к подчиненным и принципы вертикальных коммуникаций; отношение подчиненных к руководству; отношение профессорско-преподавательского состава к студентам; отношение профессорско-преподавательского и лаборантского состава, а также сотрудников различных служб вуза к изменениям.

Корпоративные ритуалы – это совокупность действий и мероприятий, которые демонстрируют сотрудникам ценности организации. Условно корпоративные ритуалы можно подразделить на ритуалы поощрения, ритуалы порицания и ритуалы объединения. Ритуалы поощрения призваны показать одобрение вузом определенных достижений или стиля поведения сотрудника и/или студента, которые списываются в рамки корпоративных ценностей. Ритуалы порицания сообщают о неодобрении в отношении человека, который нарушил нормы принятой корпоративной культуры (увольнение, понижение в должности, штраф, снижение заработной платы). Ритуалы объединения помогают всем сотрудникам осознать свою общность с вузом. Это различного рода конференции, семинары, различные мероприятия, совместные поездки и пр.

Корпоративный кодекс – это документ конкретной организации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность работы каждого сотрудника и студента и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления вузом; процедуры внедрения правил поведения и управления учебным процессом в вузе; механизмы контроля за их исполнением.

Структура корпоративного кодекса может включать разные элементы: миссия вуза; его ценности и нормы, стратегические заявления руководства; описание образовательных услуг; описание стиля руководства; описание фирменного стиля, отношение к сотрудникам; ритуалы и мифы.

Так как систему управления вузом не принято сертифицировать в соответствии с международными или российскими стандартами, то такие элементы системы управления, как организационная структура, внутренние и внешние коммуникации, кадровая политика (карьера, ротации кадров, система обучения, система мотивации) должны быть включены в Корпоративный кодекс вуза.

Возможен вариант, когда Корпоративный кодекс ограничивается только описанием ценностей организации. В этом случае кодекс называют этическим. Этический кодекс – это свод основополагающих для вуза морально-нравственных норм и принципов, процедур их внедрения в учебный процесс высшего учебного заведения, а также механизмов контроля за их исполнением.

В настоящее время наиболее распространены два вида кодексов – профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

В зависимости от идентичности специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для “свободных профессий”, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа – кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлтеры, PR-специалисты и т.д.).

Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом “обращения в профессию” (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

Hosted by uCoz