Соколова Т.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ

В числе тенденций, характерных для современной библиотечной деятельности, можно назвать возрастающую потребность в аналитической информации о состоянии профессиональной среды.

Очевидно также, что библиотечная психология постепенно превращается в неотъемлемую часть повседневной практики, т.е. медленно, но неотвратимо переходит из категории желаемого в категорию необходимого и обязательного.

В частности, появляется и осознается необходимость более широкого применения психологических методов исследования, целенаправленной и адекватной психодиагностики, т.е. науки, разрабатывающей принципы, пути и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Внедрение новых информационных технологий, трансформация традиционного читателя в пользователя современных АИБС заставляют по-новому оценить как предмет, так и границы библиотечной психологии.

Сложность современных технико-технологических систем неразрывно связана с понятием “неопределенность”, которое можно интерпретировать как неизвестность, недостаточность информации, неоднозначность оценки или выбора.

Практика показывает, что только часть неопределенности может быть преодолена объективными, формальными методами, а остальное должен решать человек с помощью интуитивно-логических суждений, основанных на опыте, знаниях и креативности, на творческом начале личности.

Кроме таких особенностей, как способности, характер, темперамент, в контексте библиотечной деятельности не менее, а возможно более важны такие свойства, как направленность, представляющая собой своеобразную иерархию мотиваций, а также уровень конформности, уровень тревожности, склонность к открытому проявлению агрессии.

Наиболее актуальны психологические методы исследования в сфере библиотечного обслуживания, для которой характерен непосредственный контакт библиотекаря с отдельными пользователями или их группами, что существенно влияет на социальный имидж библиотеки в целом.

Конфликтогенность является одной из сущностных особенностей библиотечного обслуживания, в основе которой могут быть как организационно-технологические причины, так и личностные составляющие.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие особенно опасно ввиду заразительности, “инфекционности” агрессии. Библиотекарям важно знать собственный порог стрессоустойчивости, уметь правильно нейтрализовать формирующуюся агрессивность.

Агрессия как форма реального или потенциального конфликтного поведения библиотекаря и / или пользователя играет особо значительную роль в контексте “эмоционального выгорания” библиотекарей.

За рубежом феномен исследуется около 20 лет; в отечественной науке “выгорание” как самостоятельный объект исследования начал изучаться сравнительно недавно (В.В. Бойко, В.Е. Орлов и др.) и описывается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми.

В библиотековедении термин “выгорание” применяется чаще всего как синоним психической перегрузки, сопровождающей профессиональную деятельность по обслуживанию читателей, при этом особое внимание уделяется организационным факторам. Практически нет работ, в которых бы рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые входят в структуру качеств, обеспечивающих эффективность библиотечного общения.

Мы попытались в некоторой степени заполнить имеющийся пробел, исследуя склонность к открытому проявлению агрессивного поведения как потенциальный конфликтоген и личностный коррелят эмоционального выгорания. Применена проективная методика “Hand-тест”, в течение двух лет протестированы 89 сотрудников РНБ, большинство которых составили библиотекари Отдела фондов и обслуживания.

Среди опрошенных преобладает низкий и средний уровни психологической активности, что связано, вероятно, не столько с неумением работать вербально, сколько с низкой мотивацией, низким эмоционально-физиологическим тонусом, другими признаками усталости и эмоционального выгорания. В целом можно констатировать преобладание невысокой вероятности открытого проявления агрессивного поведения (I<-1 имеют 50,2% опрошенных).

Однако более 30% имеют I>+1, что свидетельствует о реальной вероятности агрессии, прежде всего, вербальной, что, как показывают теория и практика, является безусловным конфликтогеном в ситуациях библиотечного общения.

Не может не насторожить тот факт, что более 50% участников тестирования имеют достаточно серьезные проблемы в эмоциональной сфере и нуждаются в особом внимании и специальном обучении в целях профилактики так называемых эмоциональных конфликтов.

Более 70% сотрудников, возможно, неосознанно могут руководствоваться установкой превосходства над другими людьми, включая пользователей, ожидают, что они должны вести себя в соответствии с желаниями и намерениями библиотекаря, а не наоборот, испытывают явные трудности при реализации равноправной, диалогической модели библиотечного обслуживания.

По желанию опрошенных сотрудников, с ними проводились развернутые индивидуальные беседы, в ходе которых, при необходимости, автором предпринимались попытки психокоррекционной работы.

С учетом результатов тестирования в течение 2001–2003 гг. читаемый ранее курс “Основы библиотечной психологии” был существенно изменен, дополнен и в настоящее время представляет собой 32-часовой комплекс лекционных, практических и семинарских занятий по основным проблемам библиотечного общения и библиотечной конфликтологии Слушателям предлагается классификация возможных стратегий поведения библиотекаря, с учетом специфики РНБ, на практических занятиях осваивается техника работы с рекламациями пользователей, адаптированная к библиотечной практике. В настоящее время Учебный центр РНБ разрабатывает комплексную программу повышения квалификации сотрудников РНБ, включающую обязательные разделы по библиотечной этике, психологии, конфликтологии. Программа предусматривает предельно широкий охват сотрудников, независимо от опыта работы и профиля образования.

Hosted by uCoz