Сидорова И.В.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Историческое краеведение – одно из наиболее эффективных средств связи учебно-воспитательного процесса как в школе, так и в вузе с реальной практикой существования и развития общества на региональном и локальном уровне. Изучение местной истории способствует формированию важнейших качеств будущего специалиста: патриотизма, общей культуры, интеллектуального потенциала, нравственности, этики, бережного отношения к истории “Малой Родины”.

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом, сведения краеведческого характера получили отражение в летописях в XV–XVI вв. В середине XVIII в. были опубликованы первые описания областей России, например, “Топография Оренбургская” П.Н. Рычкова.

Во второй половине XVIII в. работа по изучению и описанию различных областей страны получила широкую практику. В 1777 г. в связи с губернской реформой Сенатом был издан указ о составлении топографических описаний всех губерний России. Они содержали сведения о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.

Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М.В. Ломоносов. Составляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природных богатствах, истории и жизни населения.

В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и учебное. Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось вместе с развитием науки. Краеведческие исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ, губернские архивные комиссии, земства.

В “Положении о единой трудовой школе РСФСР”, принятом в 1918 г., указывалось на важность краеведческой работы с учащимися. Краеведческую работу в школах ведут сами учащиеся под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, уровня знаний и умений.

Однако расцвет краеведения был недолгим. Краеведческое движение выражало демократическую самостоятельность, несовместимую с бюрократизацией всей общественной жизни, с воцарением в стране командно-административной системы и сталинского деспотизма. После Х Пленума центрального бюро краеведения (1931 г.) начинается разгром советского краеведения под предлогом засоренности его рядов буржуазно-поповскими элементами.

В новых условиях развития России обозначилась и новая иерархия исторических тем и проблем, отражающих пробуждение общественного мнения и стремления его к самосознанию. Проявлением этой тенденции явился всплеск интереса к региональной истории и активизации в провинции историко-исследовательского процесса.

Создание в апреле 1990 г. Союза краеведов России способствовало выработке комплексной долговременной программы краеведческих исследований, которая состоит из: теории и истории краеведения, исчезнувших памятников России, летописания, культурных гнезд России, знаменитых земляков, школьного краеведения и краеведческих музеев.

В настоящее время установлены тесные связи краеведения с археологией, топографией, статистикой, картографией, историей, литературой, палеографией, этнографией.

Вузовский курс исторического краеведения раскрывает и обобщает закономерности и специфику развития России на региональном историческом и теоретическом материале. Методическую основу курса составляет выработанная в отечественной историографии концепция и модель развития российской истории.

Hosted by uCoz