Рушинский А.В.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗА НА БАЗЕ СОВРЕМЕННОГО
КОМПЬЮТЕРНОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В сложившейся экономической обстановке, когда существенно усилилось движение кадров, наблюдаются изменения условий зачисления в вуз, смена дисциплин, программ обучения, управление учебным процессом требует своей автоматизации. Попытки решать возрастающие объемы задач архаичными методами приводят к неоперативности получаемой информации, негибкости принимаемых управленческих решений.
Элементы системы управления вузом традиционно разрабатывались и эксплуатировались в локальных вариантах, на имеющейся в свое время технике. Рассчитаны они были не на непосредственного исполнителя, а на сопровождение сотрудниками ВЦ, то есть требовали дополнительного персонала. Создание реально действующих и качественных систем управления учебным процессом вуза стало возможным с появлением на рынке России персональных компьютеров достаточно высокой производительности, хорошего системного (в том числе сетевого) и прикладного программного обеспечения, которое делает общение с ПК возможным и удобным не только для профессионалов, но и для пользователей, которые должны решать свои задачи и при этом не обязаны разбираться, что на самом деле представляет собой программно-аппаратное обеспечение.
Идея создания систем автоматизации процесса обучения и более эффективного использования времени преподавателей не нова, однако при реализации подобных систем, как правило, возникает ряд проблем, связанных с возможностью сохранения в удобном для преподавателя виде информации, характеризующей результаты учебной деятельности студентов.
Появление и бурное развитие в обществе новых информационных технологий позволяет решить задачи управления учебным процессом на качественно новом уровне, обеспечить информационную поддержку принятия решений на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных инструментальных программных средств, предусмотреть сопряжение с другими системами управления.
Распределенные реляционные системы управления базами данных, создающие открытое информационное пространство, основанное на общепринятых стандартах, становятся краеугольным камнем сегодняшних информационных технологий в управлении вузом. Лежащая в основе этих технологий архитектура клиент /сервер уже своим названием определяет два информационно-программных слоя:
1. Корпоративное пространство, содержащее интегрированную информацию и корпоративные правила.
2. Пользовательскую среду, содержащую аналитические и интерфейсные блоки, индивидуальные решающие правила и технологии поддержки субъективных решений.
Основной проблемой системной интеграции информационных ресурсов (базы данных, обслуживающие их программно-технические средства) высшей школы является наличие в вузах достаточно широко используемых, но разнородных программных и технических средств обработки данных для обучения, научных исследований и управления.
В вузах действует множество учебных курсов, обучающих программ, моделирующих программ, систем бухгалтерского учета, кадров, и т.п., которые реализованы в различных программных средах и на различных платформах. Отказ от этих уже имеющихся средств и переход на любые унифицированные средства, очевидно, сопряжен с колоссальными издержками и может привести к полной потере накопленного потенциала.
В то же время создание единого информационного поля, в котором обеспечивается несколько уровней общения, четкое разграничение доступа к данным и информационным технологиям, интеграция уже имеющихся программно-технические средств, задача не только актуальная, но и вполне реализуемая.
Современная автоматизированная система управления учебным процессом обязана соответствовать таким требованиям, как:
- адаптируемость – возможность настройки на изменяющиеся нужды учебного процесса;
- интегрированность – система должна предоставлять возможность хранения и обработки информации о всех сторонах учебного процесса в вузе в едином информационном пространстве, иметь единую систему прав доступа к документам, отчетам и функциям системы; отсутствие передачи массивов данных между системами; единый набор функциональности для всех подсистем, платформонезависимость и гетерогенность; наличие развитых технологических средств интеграции с другими прикладными системами и базами данных;
- масштабируемость – возможность увеличения объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей.
- распределенность – обеспечение связи территориально удаленных клиентских мест с центральным сервером посредством среды Интернет и низкоскоростных каналов передачи данных;
- переносимость – способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;
- расширяемость – возможность наращивания функциональных возможностей системы в соответствии с потребностями пользователей, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы;
- Автоматизированный сбор сведений, необходимых для ведения журнала регистрации учащихся;
- Гибкая система управления расписанием занятий, а также основными ресурсами учебного процесса;
- Возможность делегирования управления системой по подразделениям (факультеты);
- Оперативное реагирование на изменение условий учебного процесса;
- Интеграция с Интернет-ресурсами вуза;
- Мониторинг учебного процесса: фиксация результатов контроля (зачеты, экзамены, курсовые и дипломные проекты).
- Планирование аудиторной и внеаудиторной педагогической нагрузки образовательного учреждения, его подразделений, отдельных преподавателей;
- Учет выполнения преподавателями педагогической нагрузки;
- Планирование учебных потоков и учебных групп;
- Планирование и учет дополнительных и специальных курсов;
- Построение расписания занятий с учетом занятости преподавательского состава и ресурсов аудиторного и лабораторного фондов;
- Формирование отчетности по учебному процессу в соответствии с принятыми в отрасли требованиями;
- Хранение архива данных.
- Автоматический контроль корректности введенных данных и их соответствия заданным параметрам;
- Проведение профилактических работ по поддержанию среды пользователей;
- Удобная форма сбора и отображения статистики по базе данных (посещаемости, успеваемости, количества проведенных преподавателями академических часов по дисциплинам, загруженности рабочих станций).
- Возможность учета исключительных ситуаций (переносов рабочих дней, работы во внеурочное время и т.п.).
Предлагается разработка системы управления вузом на базе современных компьютеров и программного обеспечения, в состав которой войдут задачи:
- абитуриент;
- контингент студентов;
- сессия;
- начисление стипендии;
- аспирантура.
Целью разработки является автоматизация работы указанных служб вуза, обеспечение оперативного получения информации всеми заинтересованными лицами, благодаря доступу к общим базам данных.
АСУ подразумевает использование ряд подсистем. Подсистема “Абитуриент” позволит приемным комиссиям и учебному отделу иметь оперативную информацию об абитуриентах и итогах экзаменов, принимать решения по за-числению, получать различные ведомости, cводки и приказы.
Подсистема “Контингент студентов” позволит деканатам и учебному отделу иметь оперативную информацию о движении студентов, получать различные ведомости, cводки и приказы.
Подсистема “Сессия” позволит деканатам и учебному отделу иметь оперативную информацию об итогах сессии, получать зачетные и экзаменационные ведомости, сводки.
Подсистема “Стипендия” позволит бухгалтерии начислять по итогам сессии стипендию и другие виды выплат, получать расчетные и сводные ведомости.
Подсистема “Аспирантура” позволит отделу аспирантуры иметь оперативную информацию о движении и успеваемости аспирантов, получать различные ведомости, сводки и приказы, вести протоколы диссертационных советов.
В связи с тем, что службы вуза могут располагаться в различных зданиях, доступ к удаленной базе данных предполагается осуществлять средствами телекоммуникаций.
Как показывают предварительные итоги исследованиям работы отдельных экспериментальных блоков АСУ, создание автоматизированной системы управления учебным процессом вуза на базе современного компьютерного и программного обеспечения позволит существенно повысить эффективность и качество управления учебным процессом вуза.