Райкова Г.А.

ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

Социальные, экономические, социально-психологические, организационные и технологические изменения значительно трансформировали потребности в библиотечных ресурсах и обслуживании. Они поставили эффективность работы библиотек и библиотекарей в зависимость от законов рынка. Изменились читатели и сами библиотекари стали существенно иными.

Сегодня, несомненно, возросли требования к профессиональным знаниям библиотечных специалистов. Сейчас нужны библиотекари, способные мобильно адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике. Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией. А также быть коммуникабельными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, самостоятельно развивать собственный интеллект.

В данной связи на первый план выдвигается решение проблемы изучения информационных потребностей библиотечных кадров как важное условие деятельности библиотеки в целом. На основе удовлетворения собственных информационных потребностей основана оценка деятельности самих библиотекарей, с одной стороны, с другой стороны, позволяет выработать наиболее оптимальную систему формирования и использования информационных ресурсов библиотек.

Поскольку именно потребности и производные от них трансформации – мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель, эти потребности следует, по мнению психологов (С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова), рассматривать как ядро индивидуальности как самую существенную характеристику.

В научной библиотековедческой литературе наиболее распространенными являются такие понятия, как “информационные потребности”, “потребность в библиотечно-библиографических ресурсах”, “потребность в документах”, “потребность в чтении”, которые не всегда соотносятся друг с другом по назначению.

Проблема информационных потребностей, которая сегодня превратилась в основополагающую для библиотековедения, всегда была в центре внимания библиотековедов, однако чаще всего представлялась как изучение читательских интересов. Потребности людей в чтении, их читательские интересы и запросы издавна привлекали внимание библиотекарей и социологов.

Изучение чтения специалистов проводилось в рамках основных исследований в 1970-е гг. “Книга и чтение в жизни советского общества” и рассматривалось в основном как самообразование или профессиональная потребность. На теоретическом уровне обосновывалась трактовка понятия “профессиональное чтение библиотекарей” как элемента производственной деятельности, что позволяет все чтение библиотекаря считать профессиональным.

Проведенные исследования тех лет позволили выявить “узкие” места и предложить конкретные пути удовлетворения информационных потребностей специалистов библиотечного дела. Меры, способствующие самообразовательному характеру чтения библиотекарей, способы управления чтением отдельных категорий библиотечных специалистов, методы управления профессиональным чтением, пути совершенствования содержания методических изданий как основы круга чтения по специальности и т.п.

В 1980–90 гг. в ГБЛ проведено изучение потребностей библиотечных работников в научно-методическом и информационном обеспечении библиотечного дела и возможных путей их удовлетворения. Впервые ставилась задача изучения потребностей специалистов в информации в новой общественной ситуации – определения роли и обновления путей деятельности библиотекарей. В итоге сформирован банк потребностей в научно-методическом и информационном обеспечении библиотечного дела, насчитывающий на середину 1990 г. свыше 350 тем и проблем.

Параллельно с вышеуказанным исследованием ГБЛ, в 1992–1994 гг. в РНБ было проведено изучение чтения библиотекарей. В его ходе предполагалось выявить динамику чтения библиотекарей и уровень их читательской осведомленности, определить разграничение и взаимосвязь их профессионального, самообразовательного и компенсаторного чтения, а также выявить современное состояние и прогнозы методического обеспечения и организации профессионального чтения библиотекарей.

Изучение профессиональных потребностей было продолжено в рамках НИР РГБ (1993–1996 гг.) На основе мониторинга выявилась динамика запросов потребителей на информационную продукцию, обеспеченность основных тематических направлений, их зависимость от содержательной основы библиотечной терминосистемы. В 90-е гг. произошла смена не только концептуальных основ библиотековедения, но и содержания библиотечной практики.

Появление в библиотечной терминосистеме наибольшего объема новых терминов обусловлено информатизацией библиотечного дела и связанными с ней процессами автоматизации и освоения библиотеками современных средств коммуникации: Интернет-ресурсов и электронных каталогов приводят к трансформированию профессионального сознания библиотечных специалистов, к стимулированию творческого подхода к делу. Заметно раздвигает круг потребностей в информации, проблематику запросов, их актуализацию зависимость от современного состояния и перспектив развития библиотечного дела.

Hosted by uCoz