Пронина Л.А.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГА

В условиях информационной цивилизации современная образовательная парадигма предлагает новое содержание, новые подходы, новое право, возникают иные отношения, а в результате и иной педагогический менталитет. Модернизируемая и создаваемая в некотором роде система образования имеет большую информационную ориентацию. Об этом свидетельствует анализ концепций непрерывного, открытого, опережающего образования, состояния информационной среды обучения. Во всех звеньях образовательных систем повышенное внимание уделяется проблемам создания и использования информации. В этих условиях субъекты образовательного процесса ежедневно воспринимают, перерабатывают, осмысливают и выдают информацию в процессе общения. Их поведение приобретает ярко выраженный информационный аспект. Под информационным поведением понимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых для получения, переработки и освоения имеющейся информации, создания нового знания и его передачи профессиональному сообществу.

Информационное поведение педагога можно определить как разновидность социального поведения, как целенаправленную деятельность динамического характера по поиску, сбору и использованию информации. Эффективность, рациональность данной деятельности в значительной мере определяется уровнем информационной культуры личности.

Информационное поведение педагога проявляется в его взаимодействии с информационной средой. В этом случае в качестве показателя можно использовать информационное поле человека, предпочтения в способах поиска информации, в причинах и механизмах возникновения информационных потребностей и возможностях их удовлетворения, в целях поиска информации и т.д.

Информационное поведение влияет на результативность использования новых информационных технологий, на востребованность различных информационных услуг. В качестве критериев оценки информационного поведения можно использовать и читательскую культуру (читательский статус), которая является компонентом информационной культуры. Информационная культура педагога, как показатель успешности информационного поведения, выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Информационная культура педагога будет проявляться в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и овладении алгоритмами их переработки, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и т.п. информационных ресурсах, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении.

Для получения представлений об информационном поведении педагога необходимо проанализировать:

- поведение педагога как потребителя информации: предпочитаемые каналы получения сведений, регулярность ознакомления с новой литературой, наличие и объем личной библиотеки и поисковой системы;

- поведение педагога как распространителя информации;

- мнения педагогов о значимости информационной составляющей в их профессиональной деятельности;

- самооценку осведомленности в достижениях отечественной науки и практики;

- поведение педагога как создателя информационных ресурсов.

В настоящее время педагогам необходимо заниматься информационным развитием учащихся. Чтобы рекомендовать что-либо студенту для рационализации его учебной и исследовательской деятельности необходимо, чтобы сам педагог четко ориентировался в содержании основных приемов и операций информационной деятельности.

Чем активнее информационное поведение субъектов образовательного процесса, тем возникает больше проблем взаимодействия с современной информационной средой: информационный режим и информационная гигиена, информационные перегрузки, информационный дефицит и избыток информации.

В результате активизации информационного поведения у педагога формируется информационный стиль мышления, который предполагает умение видеть явления во всей сложности, он начинает вести информационный образ жизни. Данное понятие позволяет связать личность педагога как субъекта культуры с социокультурным окружением, охарактеризовать специфические и типичные черты его жизни в условиях информационного общества. Информационный образ жизни характеризует динамику связей педагога с информационной средой. Он проявляется в информационном поведении, которое и носит активный или пассивный характер.

Профессия педагога – одна из тех, где нельзя достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности.

Hosted by uCoz