Поздеева Н.Е.

“ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ” ПРИ ГОРОДСКОЙ
БИБЛИОТЕКЕ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ
СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ТРЕБОВАНИЯМ

Функционирование бывших “массовых” библиотек в динамичной социальной, технологической и информационной городской среде вызывает развитие в них научно-исследовательской деятельности, помогающей специалистам осознавать происходящие перемены, определять приоритеты дальнейшего развития, эффективнее управлять библиотечной системой, формировать привлекательный образ библиотек и т.д.

Обновление библиотечной деятельности предполагает качественно иной уровень подготовки специалистов. Значительней становится задача получения новых знаний в процессе профессиональной деятельности. В библиотеках формируются самостоятельные инициативы, направленные на комплексную переподготовку кадров. Так в библиотеках двух городов Удмуртской Республики с 2002 г. действуют школы повышения квалификации библиотечных специалистов “Школа социолога” (г. Ижевск) и “Школа исследователя” (г. Глазов).

“Школа социолога”, организованная при Центральной муниципальной библиотеке им. Н.А. Некрасова, ведется привлекаемым специалистом- кандидатом социологических наук. Обучение в ней проходят библиотекари различных структурных подразделений муниципальной централизованной библиотечной системы, которых готовят интервьюерами и привлекают к сбору эмпирического материала.

Программа “Школы социолога” включает вводную лекцию и три теоретических занятия – “Методы социологических исследований”, “Составление и оформление опросного листа”, “Обработка данных и итоговый отчет”. При рассмотрении теоретического материала приводятся конкретные примеры из практики работы библиотек централизованной системы. Каждое занятие предусматривает выполнение практического задания – составления программы социологического исследования, составления анкеты, проведения анализа отчетов по предыдущим исследованиям и т.п.

Отличительным признаком “Школы исследователя”, организованной в Публичной научной библиотеке города Глазова (ПНБ), является осуществление научной подготовки библиотечных специалистов, что определяется статусом библиотеки, ориентирующим на использование научных методов в повседневной работе. Научный блок нацелен на формирование личностного потенциала библиотекаря и создает базу для самостоятельного осуществления исследовательской деятельности.

Методологической основой курса стала документная парадигма. При подготовке лекционного материала использовались работы Ю.Н. Столярова, труды Н.С. Карташова по теории регионального и сравнительного библиотековедения, работы В.А. Ядова по теоретико-методологическим основаниям социологических исследований, публикации В.С. Крейденко и И.А. Бутенко по теории и методам библиотековедческих НИР. Эмпирической базой курса явилась деятельность муниципальных библиотек г. Глазова, других городских библиотек России, в том числе и Удмуртской Республики.

Цель “Школы исследователя” – ознакомление слушателей с методологией и методикой библиотечных НИР, обучение их навыкам научно-исследовательской деятельности, умению экспериментировать и научно обосновывать свою работу. Задачи учебного курса:

- сформировать целостное представление о науке и научных исследованиях

- ознакомить с исследовательским алгоритмом

- обучить практическим умениям и навыкам проведения исследований

- научить внедрять полученные результаты в практику

- ориентировать на саморазвитие исследовательских способностей

Программа курса предполагает теоретическую часть и практические занятия. Лекции раскрывают теоретическую и терминологическую базу. Практические занятия направлены на освоение навыков проведения прикладных проблемно-ориентированных исследований. Они предусматривают как решение учебных задач вместе с преподавателем, так и проведение слушателями самостоятельной работы.

Так, программа 2003 г. включала изучение следующих вопросов: “Наука как сфера человеческой деятельности”, “НИР в библиотеках”, “Методологические основы библиотековедческих исследований”, “Составление программы исследования”, “Методика сбора материала”, “Обобщение и анализ полученного материала”, “Формирование выводов и подготовка отчета”, “Внедрение результатов НИР в практику работы структурного подразделения”.

Занятия “Школы исследователя” проводятся специалистами по НИР научно-методического отдела ПНБ. Слушателями являются сотрудники городской библиотечной системы. Спецификой организации групп является то, что они формируются из специалистов имеющих не одинаковый должностной статус, образование и стаж работы. Различный уровень подготовки обучающихся способствует более эффективному проведению практических занятий.

Двухлетний опыт работы показывает, что долгосрочный практический эффект от обучения возможен, как правило, только в тех случаях, когда основные акценты сделаны на активизацию практических навыков: проведения конкретных исследований: составления отчета, подготовки предложений по внедрению рекомендаций исследований, выбора приоритетов развития структурного подразделения.

Опыт работы также свидетельствует, что для ее дальнейшего углубления необходимо введение системы индивидуальных заданий, результаты которых могут докладываться и обсуждаться на семинарах и круглых столах. Это способствует не только лучшему закреплению знаний, но и развитию творческой компоненты в процессе преподавания и обучения.

Желание методистов городских муниципальных библиотек подготовить библиотекарей, способных ориентироваться в условиях современного информационного общества, формирует сегодня новое направление в области работы по повышению квалификации кадров, которое выступает средством адаптации библиотечных специалистов к более высоким профессиональным требованиям.

Hosted by uCoz