Паршукова Г.Б.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СИБИРСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГПНТБ СО РАН долгие годы занимает важное место в системе информационно-библиотечных ресурсов России как центр доступа научных сотрудников и специалистов к научно-технической информации. Кроме того, ГПНТБ СО РАН – крупнейший в Сибири центр повышения квалификации и поствузовского образования в области библиотечного дела. Однако складывается парадоксальная ситуация. Обеспечивая доступность к профильному документопотоку и электронным источникам информации для специалистов научных учреждений, вузов, ГПНТБ СО РАН не всегда могла обеспечить доступ к специальным библиотечным изданиям своих коллег из удаленных регионов Сибири и Дальнего Востока.

Деятельность ГПНТБ СО РАН в этом направлении начиналась с традиционных для библиотек каталогов и картотек в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. В последние годы традиционные библиографические пособия были сформированы в электронные базы данных библиографического характера (БД Статьи по библиотечному делу, библиографии и информатике и книговедению).Однако доступ для библиотекарей удаленных регионов к выявленным публикациям зачастую усложнен, наличием необходимого документа в одном экземпляре (обязательном) только в ГПНТБ СО РАН.

Условия поствузовского библиотечного образования в удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга регионах осложняются небольшим тиражом учебных пособий. Фундаментальные учебники и научно-методическая литература есть не во всех библиотеках Сибирского и Дальневосточного регионов. Возможности доступа к появляющимся дистанционным учебникам, имеющимся в глобальной сети Интернет (например, Центра дистанционного образования Московского государственного университета печати) имеются не у всех библиотекарей. Это объяснимо состоянием каналов связи. Все вышеизложенное объясняет попытку Сибирского библиотечного центра непрерывного образования создать электронный учебно-методический комплекс на компакт-диске.

Структура электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) разработана исходя из возможностей ГПНТБ СО РАН по получению обязательного экземпляра всех научно-методических пособий по информатике, библиографоведению, книговедению и библиотечному делу. Кроме того, мы включаем в комплекс и собственные разработки – учебно-методические пособия и научные публикации, подготовленные авторами – научными сотрудниками ГПНТБ СО РАН.

Таким образом, электронный учебно-методический комплекс Сибирского библиотечного центра непрерывного библиотечного образования состоит из нескольких разделов: электронные версии учебных планов и программ центра; электронные учебники; электронные конспекты- хрестоматии; слайд-конспекты для обучающих семинаров; Интернет-навигаторы.

Электронные учебные планы и программы курсов являются версиями документов, разработанных преподавателями центра. Учебные планы, учебно-тематические планы, учебные программы выложены на сайте ГПНТБ СО РАН: http://www.spsl.nsc.ru/win/v_index.html

Электронные учебники подготавливаются как HTML версии традиционных изданий. Тексты перерабатываются в стиле электронной публикации, дополняются специально подготовленными файлами для упражнений. Выставляются в открытый доступ после реализации тиража базового бумажного издания. В настоящий момент разработаны следующие учебники: Кожевникова Л.А. Экономика библиотечной деятельности; Лаврик О.Л. Электронная доставка документов; Паршукова Г.Б. Научная работа библиотекарей на персональном компьютере: (Некоторые сценарии для курса углубленного изучения); Паршукова Г.Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотек.

Конспект-хрестоматия представляет сборник статей, фрагментов учебников и справочников, сканированных или со-храненных из Интернет ресурсов, т.е. подобранных и оцифрованных автором и предназначенных для обучения целевых групп. Материал не является авторским, но преподаватель выбирает среди всего разнообразия имеющихся учебно-вспомогательных материалов и профессиональных научных публикаций то, что, по его мнению, необходимо для изучения курса. Необходимость такой формы учебных материалов объясняется небольшими тиражами учебно-методических изданий в области библиотековедения и библиографоведения и их недоступностью для удаленных групп, обучающихся в регионах. В 2003 г. нами подготовлена хрестоматия по библиотековедению – Общее библиотековедение: Конспект материалов в помощь изучению курса / Сост. Г.Б. Паршукова. В раздел “Современное учение о библиотеке “данной хрестоматии вошли следующие оцифрованные материалы: Социальные функции современной библиотеки // Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: Учебник в 2-х частях. М.: Изд-во МГУК, 1997; Кузнецова Т.Я. Публичная библиотека в информационном обществе: базовые функции, социальные ориентиры; Чачко А.С. Маркетинговый подход как катализатор трансформации современной библиотеки; Федоров В.В. Консолидация библиотек – путь в новое тысячелетие и др.

Способы создания электронных текстов для хрестоматии различны. Прежде всего, это сканирование и оцифровка фрагментов (глав, параграфов, статей) традиционных книг и статей, копирование электронных документов из числа доступных в Интернет (например, электронные копии статей в НТБ на сайте ГПНТБ России). Естественно, что приведенные фрагменты сопровождаются всеми необходимыми ссылками на публикацию или адрес Интернет ресурса.

Слайд-конспекты, еще одна форма электронного учебного пособия, готовятся для сопровождения лекторской деятельности и выполняются в формате презентации (MS PowerPoint). Материал изложен в тезисном виде – приводятся основные схемы и определения. Конечно, не все презентации могут играть роль слайд-конспектов – мы предъявляем определенные требования к дидактической части этих материалов. Основное требование заключается в том, что они должны быть полезны и без лекторского сопровождения, т.е. могут играть роль направляющих учебно-методических разработок в заявленной теме. В 2003 г. нами подготовлены две таких презентации: Паршукова Г.Б. Маркетинговый подход и маркетинговые исследования в деятельности библиотек; Соболева Е.Б. Основные направления развития библиографоведения.

И последнее, что мы предлагаем нашим коллегам для повышения квалификации, это Интернет-навигаторы открытых ресурсов для библиотечных специалистов и аспирантов. Навигаторы представляют собой сборник адресов Интернет-ресурсов (URL), ориентирующих обучающихся в имеющихся ресурсах, подготовленных ведущими вузами, крупнейшими библиотеками и другими организациями и учреждениями. Обучающие ресурсы для библиотекарей: Интернет-навигатор / Составитель Г.Б. Паршукова.

На наш взгляд, обеспечение доступности к образовательным ресурсам для библиотечных специалистов – важное направление обеспечения доступности информации вообще, а также обеспечения оперативной модернизации специальных знаний у специалистов современных библиотек.

Hosted by uCoz