Нестерова Н.В.

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ теории и практики отечественного и зарубежного высшего образования приводит к выводу, что перспективным направлением совершенствования высшего образования является переход на систему, которая в российской литературе получила название управление качеством образования, а в зарубежной – тотальная (всеобщая) система управления качеством (Total quality management – TQM), или всеобщий менеджмент качества.

Впервые проблема качества начала изучаться в области промышленного производства. Основоположниками теории управления качеством продукции явились У. Деминг, Д. Джуран, Ф. Кросби, Ф. Тейлор, А. Фейгенбаум, Г. Форд, Г. Эмерсон и др.

Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. По мере роста масштабов, усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля.

Наибольший прогресс имел место в годы после Второй мировой войны. У.Е. Деминг, американский статистик, создавший новую теорию управления, перенес свои идеи в Японию. Японцы, опустошенные результатами войны, искали пути реструктурирования их экономики, и принципы Деминга стали той базой реконструкции, в которой они столь нуждались.

Японская история экономического успеха вскоре сделала теорию Деминга, которую называют “тотальный контроль качества” (TQM), предметом широкого внимания и в Америке. Акцент TQM на удовлетворение клиента, полномочия служащего и качество продукции вызвал большой интерес среди американских менеджеров, от производителей автомобилей до администраторов больниц, и несколько позже – среди педагогов.

На рубеже 1970–1980-х гг. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов управления качеством, приемлемых для предприятий, организаций, учреждений любой отраслевой принадлежности, вне зависимости от того, в какой стране они находятся и чем занимаются. Международной организацией по стандартизации было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000.

Начиная с 1980-х гг. управление качеством становится одним из важных направлений менеджмента.

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить о достижениях советского периода. Концепция бездефектной работы нашла свое отражение, например, в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции (БИП), внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г. Во многом опередила свое время система КАНАРСПИ Горьковского авиационного завода, признанная лучшей в стране. Эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). В его недрах родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные). Такого рода системы являлись инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.

Концепции управления качеством в своем развитии прошли путь от контроля над уровнем качества уже готовой продукции до всеобщего управления качеством, охватывающего все стадии жизненного цикла продукции. В настоящее время управление качеством превращается во всеобщую задачу, решаемую не только на национальном, но и на международном уровне.

Проблема качества образования всегда существовала и в педагогике. Но лишь в последние десятилетия наметился системный комплексный подход к ее решению.

Российская педагогическая мысль последнего десятилетия настойчиво разрабатывает проблематику управления качеством образования. Среди работ, появившихся в последние годы, следует отметить публикации таких авторов, как: А.В. Аралов, В.А. Балабан, Е.Б. Гаффорова, Е.В. Воронина, А.И. Вроейнстийн, О.Ю. Калмыкова, А.В. Горбачева, Г.П. Гагаринская, Е.Е. Кузьмина, Л.А. Майборода, Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н., Нуждин В.Н., С.И. Плаксий Л.Л., Н.А. Селезнева, В.П. Сергеева А.И. Субетто, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова, Т.И. амова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин, Е.В. Яковлев и др.

Нельзя не отметить, что основная масса исследований этого вопроса пока не образует методологической или концептуальной целостности. Большинство опубликованных работ характеризуется серьезными расхождениями в исходных позициях, что вполне понятно, ибо речь идет о начальной стадии исследований и разработок в данной области. Нет единства мнений о ключевых понятиях: качество образования, система управления качеством, структура, принципы функционирования этой системы и т.д. Встречаются неточности в переводах иностранных терминов, связанных с качеством, на русский. Вряд ли пока еще можно говорить, что в стране создана какая-либо локальная система управления качеством высшего профессионального образования, которая могла бы рассматриваться как эталонная и которую можно было бы рекомендовать к широкому внедрению в вузах. Скорее, речь должна идти об интенсивном движении в этом направлении. В целом же проведенные исследования представляют собой серьезный научный и методический “прорыв”, в области, которой ранее не уделялось достаточно внимания.

Зарубежная педагогическая мысль в этом плане оказалась в гораздо более выгодном положении, чем отечественная. Исследования и разработки в этой области начались почти на два десятилетия раньше, чем в России. Поэтому вполне понятно, что иностранные теоретики и практики продвинулись в исследовании этого вопроса намного дальше, чем российские.

В 80-е г. прошедшего столетия колледжи и университеты начали довольно быстро и творчески заимствовать подход бизнеса, выступавший под такими разными названиями, как: “Всеобщий менеджмент качества” (Total Quality Management – TQM), “Всеобщее качество” (Total Quality – TQ), “Метод управления Деминга” (Deming Management Method – DMD), “Непрерывное совершенствование качества” (Continuous Quality Improvement – CQI) и т.п.

Из многочисленных зарубежных работ в рассматриваемой области следует отметить такие, как: R.J. Barak, J.D. Sweeney, T.H. Berry, P. Block, R.A. Cornesky, M.G. Dilcock, M.J. Dooris, D.J. Teeter, D. Hopkins, R. Lewis, P. Berghoff, P. Pheeny, J.M.K. MacAlpine, L.R. Marcus, M. Marincovich, E. Sallis, P.R. Scholtes, D.T. Seymour, L.A. Sherr, J. T.Deborah, D. Stephens, J. Bull, W. Wade, V. Van, A. Frans, D.F. Westerheijden и др.

Обобщая исследования зарубежных коллег, следует подчеркнуть, что они первыми увидели универсальность теоретико-методологичесикх положений TQM, соответствующим образом трансформировали их и перенесли на почву образования. В настоящее время такие понятия, как “всеобщий контроль качества”, “показатели эффективности образования”, “бенчмаркинг”, “продукция на выходе системы”, “модели оценивания” и т.п., стали повседневным явлением теории и практики высшего образования во многих странах.

Несмотря на то, что качество, по мнению некоторых ученых, образования – “трудноуловимая концепция”, тем не менее зарубежная педагогика уже дала четкие и ясные ответы (хотя и не на все) на многие центральные и периферийные проблемы управления качеством образования. В их число входят: что такое TQM в области образования, каковы его цели, структура, движущие силы, что именно представляет собой реальное качество образования, какова последовательность внедрения программы TQM, сколько это стоит, как готовить профессорско-преподавательский состав, студентов, обслуживающий персонал к работе в новых условиях, как вознаграждать за активное участие в реализации внедряемой программы, какие методы измерения качества использовать, как оценить успешность внедрения, какие выгоды следует ожидать от применения TQM и т.д.

По мысли зарубежных педагогов, TQM – всеобъемлющая философия деятельности организаций, акцентирующая постоянное стремление к непрерывному совершенствованию. Сущность TQM может быть сведена к трем идеям: определение качества образования, повышение эффективности работы вуза, совершенствование его административной системы.

Методологически важны два основных принципа. Первый и наиболее важный – клиенты, покупатели, пользователи услуг (в данном случае студенты, родители, организации) имеют жизненно важное значение для деятельности любой фирмы, организации, учреждения, вуза. Без клиентов – нет бизнеса, без бизнеса – нет организации. Следовательно, первичная цель любого производителя продукции или услуг, в том числе университета, – сохранить клиентов, удовлетворенных высоким качеством предоставляемого продукта (услуги), расширить их число. Эти идеи применимы к большинству организаций.

Что делает TQM уникальным – это его требование перестройки структуры методов управления, направленное на создание качества. Методология TQM заставляет управляющих отказаться от близорукого, нисходящего “сверху вниз” управления и придать центральное значение в принятии решений клиентам и служащим. Согласно второму принципу управленцы, чтобы добиться качества, должны научиться извлекать, анализировать и применять информацию с самых нижних эшелонов организации, непосредственно с рабочих мест, исходя из убеждения, что сотрудники хотят делать качественную работу и что они делали бы это, если бы управляющие прислушивались к их мнению и создавали надлежащее рабочее пространство, основанное на их идеях.

Управляющие, с точки зрения TQM, должны стать лидерами, которые “не только работают в системе, но также и над совершенствованием системы”. Организация будет иметь непрерывное улучшение продукции только тогда, когда они понимают, что все системы состоят из взаимозависимых частей и работают над тем, чтобы нацелить все эти части на достижение качества. Такой тип руководства необходим, чтобы гарантировать, что качество продукции улучшается “постоянно и всегда” и действительно удовлетворяет потребителей.

TQM не только философия, но и среда, которая способствует росту качества. Она проповедует специальные изменения, которые управляющие должны осуществлять, если они, действительно, хотят улучшить систему. Эти изменения обобщенно можно представить в виде четырех пунктов:

1. Отношения с клиентами. По отношению к организации клиенты могут быть внутренними и внешними. Клиент – человек, покупающий изделие в магазине, служащий – клиент управления. В определенном смысле студент тоже клиент.

2. Полномочия служащего.TQM начинается на верхнем уровне управления, но должен “проникнуть” на каждое рабочее место. TQM обязательно будет терпеть неудачу без вовлечения в систему самого рядового служащего. Так как работники знают больше относительно их участка работы, чем менеджеры, их вовлечение жизненно важно для улучшения системы. Обязанность управляющих – непрерывно обучать служащих методам TQM, вовлекать их в процесс принятия управленческих решений, прислушиваться к их предложениям по изменению системы и работать над реализацией этих предложений.

3. Непрерывный сбор и использование статистических данных. Большинство компаний контролирует качество продукции, делая массовые проверки, которые определяют, сколько низкокачественных предметов произведено. Новая система требует контролировать технологический процесс, непрерывно собирая статистические данные так, чтобы проблемы могли быть идентифицированы, до того, как они возникнут, ибо в противном случае будет поздно их решать. Когда проблемы идентифицированы, они должны стать центром обсуждения, а затем процесса принятия решения. Когда решение принято, следует инициировать вытекающие из него изменения, вместо того, чтобы выискивать виновных в виде конкретного работника или цеха.

4. Социально-психологический климат. Администраторы должны создать среду, которая способствует единству коллектива и его готовности к изменениям. Это требует создания благоприятной для сотрудников атмосферы обсуждения проблем, и поддержки предлагаемых ими решений. Управляющие должны работать над устранением барьеров между цехами, отделами и другими структурными подразделениями, так чтобы мог иметь место взаимозаинтересованный анализ проблем. Должны быть устранены всякого рода страхи и опасения относительно возможных наказаний. Разыскиваются не виновники дефекта, а порождающие их причины. Они должны также покончить с поощрением конкуренции среди сотрудников, перемещая центр внимания с индивидуальных результатов на общие результаты того или иного процесса.

Фундаментальные цели TQM в образовании – улучшить качество образования, увеличить производительность труда в вузах, снизить стоимость образования.

Что понимают зарубежные коллеги под качеством образования, как они переводят основные понятия TQM на язык педагогики?

Несмотря на огромное внимание, которое уделяется во многих странах внедрению TQM в область образования, практическое внедрение этой системы идет далеко не всегда гладко. Так, по мнению некоторых американских педагогов, совершенных систем TQM в образовании столь немного, что многие практики именуют их как причуду и пытаются доказать, что TQM, подобно многим прежним теориям управления, которые педагоги пробовали заимствовать из делового мира, постепенно уйдет в небытие.

Действительно, имеются некоторые свидетельства того, что даже в мире бизнеса о качестве чаще говорят, чем применяют методологию TQM. Первичный акцент у большинства предпринимателей – все еще на краткосрочной прибыли и индивидуальной деятельности.

На наш взгляд, (и тут мы полностью солидаризируемся с зарубежными теоретиками педагогики) сомнительно, что интерес к TQM исчезнет, тем более что TQM в образовании получил во многих странах поддержку со стороны бизнеса и государства. Так, во многих штатах США при государственной поддержке организовано обучение преподавателей и администраторов системе TQM на примере организаций, достигших наибольших успехов во внедрении этой системы. Многие штаты приняли решение выдавать педагогам награды за качество. На общегосударственном уровне планируется поощрять лучшие с точки зрения качества колледжи и университета престижной премией Болдриджа.

В этих условиях движение за качество образования, несомненно, будет развиваться и далее.TQM, конечно, не может дать ответы на все проблемы образовательной системы, но он проливает новый и полезный свет на менеджмент в области управления ею. Российское высшее образование должно эффективнее использовать ценный инструментарий TQM.

Hosted by uCoz