Мазурицкий А.М.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО
ИНСТИТУТА МГУКИ В 2003/2004 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 2003 г. в структуре Московского государственного университета культуры и искусств произошли изменения. Был образован Библиотечно-информационный институт (БИИн), включивший в себя все формы подготовки библиотечно-информационных специалистов (дневную, заочную и вечернюю). Создание института является не только данью историческим традициям нашего вуза, но и пониманием значения, которое приобретает высшее библиотечное образование в современном мире.

Естественно, мы понимаем, для того чтобы стать институтом не по названию, а по сути, еще многое и многое предстоит сделать.

Одной из важнейших задач, на наш взгляд, является консолидация кафедр института на реализацию задач совершенствования системы библиотечно-информационного образования.

Динамика современного образовательного процесса такова, что как деятельность по реализации образовательных услуг, так и организацию научно-исследовательской работы сложно осуществлять в рамках одной кафедры. В связи с этим одной из задач БИИн является совершенствование и развитие межкафедральных связей.

Ежегодно на библиотечно-информационном факультете составляются отчеты, характеризующие научно-исследовательскую деятельность. Отрадно отметить большой объем монографий, учебников, учебно-методических пособий, статей.

Все это безусловно характеризует активную научную деятельность профессорско-преподавательского состава той или иной кафедры. Однако нынешнее время выдвигает совершенно иные задачи. Кафедры должны больше выступать как организаторы коллективных исследований, решающих комплексные задачи теории и практики в области библиотечно-информационной деятельности. В этих целях необходимо заключение договоров с ведущими библиотечно-информационными учреждениями о проведении совместных исследований.

В этой связи значительной корректировки потребует выбор тематики курсовых и дипломных исследований. Оптимальной моделью являлось бы создание творческих групп под руководством педагога, работающих над тем или иным комплексным исследованием.

С осени 2003 г. вузы культуры стали осуществлять подготовку библиотечных кадров на основе образовательных стандартов нового поколения. Новый образовательный стандарт предусматривает подготовку бакалавров, специалистов и магистров.

Магистратура для вузов культуры – это совершенно новый уровень подготовки библиотечных кадров.

Учебным подразделениям БИИна предстоит приложить немало усилий по созданию учебно-методической базы для успешной реализации данной образовательной программы. Предстоит немало сделать и для выработки критериев оценки магистерских диссертаций.

Одно из ведущих направлений деятельности БИИН заключается в создании эффективной системы контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг. В этих целях совместно с Центром управления качеством и сертификации образования при УМУ МГУКИ планируется проведение анкетирования и тестирования студентов в целях получения необходимых данных для корректировки содержательной стороны учебного процесса.

Предварительные результаты анкетирования, проведенного на факультете информационных ресурсов, не могут не тревожить. Не все студенты четко ориентированы на получение профессиональных знаний и навыков. Для определенной группы студентов цель обучения не овладение профессией, а получение диплома.

Для изучения ситуации необходимо коренным образом перестроить работу с первокурсниками, основной задачей которой должно стать их погружение в профессию. К данной работе должны быть привлечены как ведущие педагоги, так и специалисты-практики.

В данной связи возникает проблема по усилению внимания к вопросам довузовской подготовки. Необходимо расирение системы школа-вуз, проведение специальных олимпиад, что позволило бы институту проводить более качественный прием будущих студентов.

Опыт показывает, что абитуриенты, поступающие из профильных школ, с которыми были заключены договоры о совместной деятельности, более четко сориентированы на овладение профессией.

Важное место в системе подготовки библиотечно-информационных специалистов отводится производственной практике. В нынешних условиях необходимо кардинальное изменение программ производственной практики с учетом современных задач, решаемых библиотечно-информационными учреждениями. Не секрет, что многие библиотеки используют практикантов как дополнительную рабочую силу для выполнения самых примитивных операций и подсобных работ.

Вместе с тем во время практики студенты должны получить те навыки, которые помогут адаптироваться после окончания вуза в профессиональной среде.

Мы надеемся, что БИИн станет и координирующим центром для всей системы вузов культуры в вопросах организации высшего библиотечно-информационного образования. В этих целях планируется создание банка данных учебно-методических изданий по проблемам библиотечного образования.

В данной публикации мы обозначили только ряд проблем, стоящих перед новой структурой. Реализация всего комплекса задач, стоящих перед БИИн, зависит от того, насколько удастся объединить усилия всего профессорско-преподавательского состава в решении проблем модернизации библиотечно-информационного образования.

Медикаментозное лечение простатита.
Hosted by uCoz