Нгуен Тхи Донг

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ В СРВ

Важным фактором, сказывающимся на качестве обучения в целом и в библиотечном образовании в частности, являются кадры преподавателей. Информационные технологии коренным образом меняют парадигму современного образования, в том числе библиотечного. Информатизация общества, с одной стороны, вызывает необходимость широкого масштабного применения компьютерных технологий практически во всех областях жизни общества, с другой, – потребность использования новых методов и способов обучения специалистов. Кадрам преподавателей вузов придется “повернуться лицом” к новым информационным технологиям, разобраться в их достоинствах и возможностях, а затем использовать как фундамент для совершенствования библиотечно-информационного образования. С этой точки зрения немаловажное значение приобретает повышение компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава вузов, оснащенность их новейшей техникой. Следует отметить, что хотя компьютер широко используется во всех областях жизни, в том числе и в учебных заведениях, он не заменит ни преподавателя, ни книгу. Это лишь инструмент, с помощью которого реализуются совершенно новые методы обучения. Ключевое значение имели и всегда будут иметь педагогические кадры. Проблема улучшения подготовки кадров библиотекарей XXI в. – это, в первую очередь, проблема повышения уровня и качества кадров преподавателей.

Для обновления форм и методов обучения преподаватель должен играть роль руководителя, способного содействовать мобилизации самостоятельности и творчества студентов, умеющего оптимизировать процесс обучения путем эффективного выбора содержания, форм и методов обучения. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы студенты хорошо усвоили содержание преподаваемого предмета. Поэтому чрезвычайно важное значение в процессе обучения играет творчество преподавателя. Творчество само по себе не какой-либо прием или разовое средство обучения, а сущность всей профессиональной деятельности преподавателя. Известный российский педагог учитель русских учителей К.Д. Ушинский считал личность педагога важнейшим фактором формирования личности обучающихся. Поэтому преподаватель должен иметь достаточно глубокие знания по всем общественным и естественным наукам, знать объект воспитания во всех отношениях.

В библиотечных вузах СРВ не хватает преподавателей, имеющих высокую квалификацию. Специалистов, имеющих ученую степень кандидатов наук в библиотечно-информационной области во всей стране насчитывается только 30 человек, магистров – более ста. В числе магистров 70% подготовлено во Вьетнаме, остальные подготовлены в России, США, Канаде, Франции, Индии и т.д. Однако число библиотечно-информационных специалистов, находящихся в штате преподавателей вузов культуры, незначительно. Среди преподавателей имеются только два доцента, нет ни одного доктора и профессора в данной области. Так, в Ханойском университете культуры нет ни одного преподавателя, имеющего ученую степень кандидата наук в библиотечно-библиографической области, в Ханойском университете их всего два, в университете г. Хошимина – два, в колледже культуры г. Хошимина – один.

Раньше Ханойский государственный институт культуры (ХГИК) имел самое большое число преподавателей-кандидатов (4 чел.), но в 2003 г. все они были уже на пенсии. Сегодня в СРВ существует противоречие между большим числом преподавателей-кандидатов в пенсионном возрасте и отсутствием смены. Это говорит о недостатках кадровой политики вузов культуры в СРВ. Отсутствие достаточного уровня знания иностранного языка не дает молодым преподавателям шанса на кандидатскую подготовку за границей. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, большая учебная нагрузка преподавателя не дает времени для исследования и обращения к справочной литературе на иностранном языке, а также для повышения своей квалификации в целом. Средний объём учебной нагрузки преподавателя библиотечных школ Вьетнама отражается в таком соотношении 1:35 (на 35 студентов имеется один преподаватель). С другой, – ограниченное количество новейших профессиональных материалов на родном и иностранном языках, слабое использование электронных материалов из-за низкой культуры эксплуатации информационной сети.

Большинство преподавателей вузов культуры в СРВ подготовлено в 70–80-х гг. XX в., у них имеются лишь хорошие знания в традиционной библиотечно-библиографической области, почти нет шанса стажировки за границей, не своевременно идет пополнение знаний в области новейших информационных технологий, навыков их использования и их внедрения в библиотечно-информационную деятельность.

Таким образом, с годами растет знание своего предмета, преподаватель читает лекции без конспекта и текстов, но вместе с тем утрачивается свежесть восприятия его структуры и содержания, способность его критической оценки и, главное, перестройки. Лишь в редких случаях осуществляются командировки, стажировки и повышение квалификации в зарубежных странах. Ни в каких вузах культуры в СРВ официально не организована подготовка и повышение квалификации кадров преподавателей. Как правило, основной педагогический состав библиотечных факультетов формируется за счет недавних выпускников тех же факультетов. Преподаватели – вчерашние выпускники (даже самые лучшие из них) по объективным причинам далеко не всегда могут успешно решать стоящие перед ними задачи. Располагая хорошим знанием теоретической базы в области библиотековедения, они не имеют ни опыта работы в библиотеках, ни достаточной психолого-педагогической подготовки, не говоря уже о педагогической практике.

Существует вьетнамская поговорка о том, что если хочешь получить широкую шёлковую ткань, необходимо иметь большой ткацкий станок. Поэтому повышение профессиональной квалификации состава преподавателей является важнейшей предпосылкой повышения качества подготовки будущего специалиста. Повышение квалификации преподавателей вузов культуры в СРВ сегодня оптимально осуществляется путем увеличения предоставляемого им времени для научно-исследовательской работы, повышения уровня информированности, использования иностранного языка и овладения навыками использования технических средств в процессе преподавания. Необходимо создание специального факультета подготовки и повышения квалификации преподавателей в вузах культуры, как это сделано за рубежом. Постоянное осуществление подготовки и переподготовки преподавательских кадров через разнообразные формы, в стране и за рубежом. Зачастую необходимо посылать молодых специалистов в докторантуру за границей. Необходимо усиление координации и сотрудничества между вузами и библиотечно-информационными учреждениями в организации подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров.

Повышение качества профессорско-преподавательского состава тесно связано с решением проблемы послевузовской подготовки. Ещё в середине 80-х гг. были предложения об организации аспирантуры в ХГИК и подготовке докторантов в цифровых библиотек электронных ресурсов, администраторов баз данных, библиотекарей-референтов, WEB-мастеров, специалистов в области информационного менеджмента и коммерции.

Проанализировав основную информацию, помещенную на WEB-сайтах зарубежных информационно-библиотечных школ, мы можем сформулировать общие принципы подготовки специалистов данной области. Они таковы:

- ориентация на широкую информационную подготовку специалистов, владеющих знаниями как в традиционных областях использования информации, так и в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;

- подготовка выпускников к работе в учреждениях всего комплекса по информационному обслуживанию общества: архивах,библиотеках, информационных и управленческих органах;

- соединение в процессе обучения теории и практики информационной работы;

- убеждение в высоком призвании информационного специалиста в современном мире.

Однако до сих пор в СРВ ещё нет аспирантуры. Пока подготовка ведется лишь на уровне магистра библиотечной науки, которая осуществляется в ХГИК. Прием слушателей начался в 1991 г. и к настоящему времени подготовлено более ста библиотечных магистров. Это совсем небольшое число по сравнению с реальными требованиями.

В 2002 г. Национальный центр научно-технологической информации и документации (NACESTID) предложил поручить ему функцию подготовки информационно-библиотечного магистра, опираясь на научное обоснование темы исследования “Подготовка информационно-библиотечного магистра в NACESTID”.К сожалению, это предложение не получило поддержки Министерства образования и подготовки кадров СРВ.

Недавно Министерство образования и подготовки кадров СРВ дало ход подготовке кандидатов в библиотечно-информационной области. Вьетнамские библиотековеды единодушно признают необходимость аспирантуры в СРВ, но считают, что эта проблема пока является трудно разрешимой. Проблема послевузовской подготовки специалистов в СРВ пока не решена. Это является одной из главных причин, сильно тормозящих развитие библиотечного дела в стране.

Hosted by uCoz