Лиховид Т.Ф.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Информационная революция второй половины ХХ в., связанная с широким внедрением компьютерных, телекоммуникационных и новых информационных технологий, значительно изменила структуру информационных ресурсов и способы доступа к ним. В развитых странах было декларировано стремление к построению информационного общества, определяемого как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и высшей ее формы – знаний.Эти процессы обусловили повышение и качественное из-менение требований, предъявляемых к специалистам, занятым информационным, библиотечным, архивным обслуживанием общества. В связи с этим в 90-е гг. ХХ в. библиотечно-информационное образование в развитых странах мира претерпело значительные изменения.

Основное направление преобразований в подготовке библиотечных кадров – значительное усиление информационной и технологической составляющих в содержании обучения. Большинство библиотечных школ запад-ноевропейских и американских университетов в последние 10–15 лет были переименованы в информационные школы или в школы библиотечных и информационных наук. Обычно эти школы выпускают специалистов трех уровней подготовки: бакалавров, магистров информационных наук и докторов философии или информационных наук (существуют и такие варианты: магистр информационного менеджмента, магистр библиотечных и информационных наук).

Преподаватели (в частности Школы информации Техасского университета) отмечают драматизм происходящей перестройки, обусловленный коммерческим подходом к информации и информационным службам. Увеличение числа и разнообразия информационных специальностей также отражается на подготовке специалистов.

Содержание образования обеспечивает подготовку как в традиционных областях хранения и использования информации (библиотечные дисциплины), так и знание WEB-ресурсов, электронного поиска и коммерции, телекоммуникаций. Так, в Школе информационных исследований Сиракузского университета (Нью-Йорк) изучаются: компьютерные дисциплины, информационные системы, лингвистика, менеджмент информационных систем, бизнес-менеджмент, телекоммуникации, библиотечные дисциплины. Обучение и исследования ведутся по следующим основным направлениям: информационный и телекоммуникационный менеджмент, информационный бизнес, представление и поиск информации в традиционных и компьютерных системах, взаимодействие человека и информации, информации и общества.

В Палмеровской школе библиотечных и информационных наук Университета Лонг Айленда (Манхэттен) пре-подаются такие дисциплины, как: организация знания, библиографический контроль, индексирование и аннотирование, реферативные службы, архивоведение, информационный поиск, автоматизированные базы данных, информационные сети, менеджмент, библиотечное обслуживание детей, школьные медиа-центры.

Ряд школ делает акцент на информационное направление подготовки, другой – пытается сохранить равновесие между традиционными и новыми дисциплинами. В любом случае эти отличия и особенности подготовки фиксируются на WEB-сайтах школ.

В некоторых зарубежных информационных школах акцентируется внимание на соединении теоретической и практической подготовки специалистов. С этой целью устанавливаются связи с информационными и общественными организациями, библиотеками, школами.Так, например, принято в Школе информации Мичиганского университета при изучении социальных и технологических проблем информационного менеджмента.

В редких случаях информационная школа может выступать в роли информационного центра. Одна из лучших школ в данной сфере – Школа библиотечных и информационных наук Университета Иллинойса – не только проводит исследования и обучение по информационным и библиотечным дисциплинам, но и занимается непосредственным обслуживанием библиотек, информационных центров и жителей Иллинойса. Таким образом достигается наилучший результат в обучении студентов.

Модернизация и расширение подготовки студентов в информационных школах дает больше возможностей для трудоустройства и применения профессиональных знаний. Как отмечается на WEB-сайтах американских и западноевропейских университетов, выпускники могут одинаково успешно работать как в традиционных (библиотечное, архивное, книжное дело), так и в новых областях информационного обслуживания общества в качестве специалистов.

Hosted by uCoz