Костюкова М.В., Макарова И.И.

ПРЕПОДАВАНИЕ “БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ”
В КУРСЕ “БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ”

Обучение современных высококвалифицированных библиотечно-информационных кадров невозможно без учета тенденций, требований и потребностей мировой и отечественной библиотечной практики.

Произошедшие за последнее десятилетие перемены свидетельствуют о воздействии на практику деятельности российских библиотек глобальной информатизации общества, внедрении новых информационных технологий, расширении многоаспектных связей с зарубежными библиотечно-информационными учреждениями и профессиональными организациями, об изменении менталитета потребителей информационных продуктов и услуг и специалистов-работников библиотек.

Сегодня от руководителей и работников библиотек требуются высокий профессионализм, умение управлять, владеть технологическими процессами, знания в различных областях человеческой деятельности, ранее не входивших в компетенцию библиотечных кадров.

Одной из стратегических задач деятельности Библиотечно-информационного института МГУКИ, обозначенной в его Концепции развития на период с 2003 по 2007 г. является формирование высокого профессионального сознания студентов, понимания ими миссии библиотеки в современном обществе, уважения к профессии и профессионализму.

Решение данной задачи может быть достигнуто, в том числе и через преподавание таких дисциплин, как “Библиотечная профессиология”. Разработка комплексного курса осуществлена на кафедре библиотековедения в 1998/99 учебном году, а апробирована – в 1999/2000 учебном году. Целью введения данного предмета в учебный процесс стало:

- анализ эволюции библиотечной профессии для понимания ее роли и места в обществе;

- осмысление понятий о необходимых знаниях, умениях и навыках, требующихся для выполнения профессиональных обязанностей и для ориентации на профессию;

- формирование профессионального сознания, углубление понимания сущности, значимости особенностей библиотечной профессии;

- осознание значения учета социально-психологических особенностей библиотечно-информационной деятельности.

Занятия по данному курсу успешно проводятся в течение последних трех лет преподавателями кафедры библиотековедения.

Тематический план курса содержит следующие темы: “Библиотечная профессия, отечественная и зарубежная: история и современность”, “Профессиональное сознание библиотекарей”, “Библиотечная профессиография”, “Библиотечный персонал и библиотечное образование”, “Профориентация в библиотечной сфере”, “Профессиональная этика библиотекаря”, “Профессиональные коммуникации. Грантрайзинг. Социальное проектирование”.

Среди названных тем курса выделим проблему формирования профессионального сознания библиотекарей, как ключевую и фундаментальную на этапе обучения и становления профессиональной трудовой деятельности. В рамках данной темы в поле зрения студентов оказываются важнейшие проблемы: причины и факторы, влияющие на про-фессиональное сознание, стереотипы профессионального сознания и пути их преодоления, проблемы и пути формирования профессионального сознания в новых социально-экономических, правовых и технологических условиях в России, профессионализм и его составляющие.

На дневном отделении библиотечно-информационного факультета предмет “Библиотечная профессиология” введен в учебный процесс в рамках базового курса “Библиотечное обслуживание”. Курс рассчитан на 72 часа (40 – лекции, 30 - семинарские, 2 – лабораторно-практические занятия). На вечернем отделении данная дисциплина читается в рамках ряда практикумов, таких, как “Практикум по организации библиотечного обслуживания специалистов гуманитарного профиля” и “Практикум по организации библиотечной среды в научно-технических библиотеках”, рассчитана на 36 часов в каждой группе соответствующего профиля.

Следует отметить, что “Библиотечная профессиология” с интересом воспринимается студентами, а преподавание данной дисциплины совершенствуется из года в год. Курс постоянно меняется, пополняясь новыми темами и аспектами для изучения. Вводятся новые понятия, происходит осмысление современных проблем библиотечной профессиологии и обновление содержания разделов курса.

Предмет “Библиотечная профессиология” расширяет профессиональный кругозор студентов, позволяет увидеть перспективы развития выбранной ими профессии. Помимо теоретической и практической подготовки, данная дисциплина прививает любовь к профессии библиотекаря, формирует серьезное и уважительное к ней отношение, а также дает возможность утвердиться в правильности своего выбора.

Hosted by uCoz