Акулич В.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе в Белоруссии и других странах СНГ открывается большое количество факультетов, занимающихся подготовкой библиотечно-информационных кадров. Обычно там преподают библиотекари-практики, которые в меру своих сил и возможностей пытаются сеять светлое, доброе, вечное. Об оплате их труда на педагогическом поприще мы говорить не будем, но от этого часто зависит и результат.

Бывая там в качестве проверяющего, четко понимаешь, почему университеты славятся своей историей. Именно благодаря отработанной годами, а то и веками системе передачи знаний профессиональными преподавателями с учеными степенями налажен солидный уровень подготовки.

Но общество заинтересовано в качестве знаний. Не зря Американская библиотечная ассоциация (АБА) с легкой руки М. Дьюи с первых своих шагов самым активным образом начала заниматься аккредитацией. С 1924 г. аккредитация АБА стала практически обязательным требованием для обучения библиотекарей.

Аккредитация, по мнению АБА – это механизм качественной оценки и совершенствования образования при помощи эффективного использования ресурсов для достижения поставленных конкретных образовательных целей и задач. По ее мнению, общественность, заботящаяся о качестве библиотечного и информационного обслуживания, будущие студенты, и работодатели имеют право знать, является ли программа той или иной школы оптимальной для них. Процесс аккредитации предлагает средства эффективного контроля за качеством подготовки специалистов в данной области. Подобным образом поступают многие библиотечные ассоциации мира, например: Австралии, Великобритании, Канады. Естественно, что формы аккредитации образования разные.

Одной из форм аккредитации может являться тестирование знаний студентов. Именно здесь преподаватели и факультеты, имеющие опыт подготовки библиотечно-информационных кадров, могут отстоять свой уровень образования. Но выявить уровень соответствия знаний студентов может преподаватель создававший эту программу и читающий этот курс. Контроль знаний с помощью различных тестирующих устройств может осуществить и компьютер.

По классификациям, приводимым Аванесовым В.С., Гронлупдом Н., Рейдом Г.Х., Савельевой Б.А.,Челышковой М.Б., можно выделить основные тестовые задания:

1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых обучаемые выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

2) задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от обучаемого самостоятельного ответа;

3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

4) задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогом.

Остановимся на закрытой форме заданий, которая успешно используется для внедрения компьютерных технологий, для использования массового аттестационного тестирования. Огромным достоинством закрытой формы является ее универсальность. Она подходит практически для любой дисциплины библиотечно-информационного цикла.

В заданиях закрытой формы выделяется базовая часть, содержащая постановку проблемы и готовые ответы, среди которых, правильным обычно бывает только один, хотя бывают разные варианты. Ошибочные, но похожие на правильные ответы называются дистракторами. Оптимальным число дистракторов, по нашим наблюдениям, для библиотечно информационных дисциплин является четыре–пять, хотя в отдельных случаях, может достигать и десяти.

Как правило, преподавателю бывает трудно придумать правдоподобные неправильные ответы, и потому к процессу создания дистракторов они нередко стараются привлечь учеников. Как показывает наш опыт, студенты, помогающие составлять тесты, великолепно усваивают материал, так как неоднократно осмысливают и экстраполируют его в различных ситуациях.

Интересные методы получения правдоподобных дистракторов описывает Челышкова М.Б. Предъявление ученикам неоконченного списка вариантов выбора и последующее использование неправильных ответов, предложенных ученикам. Другой метод – предъявление группе испытуемых заданий в открытой форме и последующий анализ типичных ошибок учеников в составленных ими ответах. В последнем случае в работе над заданием в закрытой форме можно выделить следующие этапы: написание задания в открытой форме, экспериментальная проверка задания в нескольких группах в целях получения достаточного количества различных ответов и выделения типичных ошибок учеников, подбор дистракторов из числа выделенных типичных ошибок.

Однако конечная редакция теста, естественно, остается за преподавателем. В своей практике мы с особой эффективностью используем следующие приемы.

1. Вопросы ставятся на важнейшие моменты текста. Это обусловлено тем, что вопросы даются студентам заранее и они, найдя правильные ответы, по принципу шаталовского “соленого огурца” обязательно усвоят основы курса.

2. Перечисление одного правильного и 4 дистракторов, но опираясь на известные студентам факты и цифры.

3. Сочетание в дистракторе правильных и неправильных элементов.

4. Хороший эффект дает сочетание двух альтернативных оснований выбора для ответа.

5. Удачно зарекомендовал прием в сочетании двух альтернативных оснований выбора для ответа.

6. Хорошо использовать и фасетные задания, как в закрытой, так и в открытой форме. Каждый испытуемый группы получает только один вариант задания. При этом группы выполняют однотипные задания, но с разными элементами и ответами.

Использование фасетных заданий может решить ряд задач, устранить возможность списывания и обеспечивает параллельность тестов в группе.

Hosted by uCoz