Копытова Н.Е.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои творческие задатки, умеющих оперативно работать с информацией, действующих созидательно в условиях нестабильности. Исследовательская деятельность – один из методов обучения, который дает отличные результаты в этом направлении.

Исследовательская, творческая деятельность студентов обладает мощным личностным, ценностным потенциалом. Она обеспечивает свободу творчества в открытии и постижении истины, а также условия для полноценного про-дуктивного развития личностного интеллектуального и творческого потенциала. Исследовательская деятельность способствует развитию у студентов научной культуры. Владение исследовательским методом составляет основу не только научного, учебного, но и технического творчества в условиях современного производства.

Творческой личностной основой исследовательского метода является методологическая культура. Развитие методологической культуры студентов наиболее продуктивно осуществляется в процессе сотворчества с преподавателем в рамках исследовательского метода. Со стороны педагога важно не столько подготовить исследовательское задание и предъявить его студенту для самостоятельного выполнения, сколько создать особую интеллектуально-творческую и ценностно-смысловую атмосферу для обсуждения учебной проблемы, моделирования исследовательского поля проблемы и его границ; выдвижения альтернативных способов её разрешения в процессе теоретического или экспериментального исследования. При этом педагог должен выступать как равноправный субъект исследовательской ситуации, имеющий свою точку зрения на видение и решение проблемы. Он должен непременно владеть исследовательским методом на уровне учебного исследования.

Введение в программу подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля курса “Основы научно-исследовательской работы” ставит целью научить будущих специалистов постоянному творческому прогрессу в рамках своей профессии. Такой прогресс в большой степени определяется умением проводить научные исследования, находить и решать научные проблемы, совершенствовать профессиональную культуру.

Практика проведения исследовательской работы в вузах свидетельствует о большой эффективности этой формы работы и обеспечивает наиболее массовое привлечение студентов к проводимой профессорско-преподавательским составом вуза научной работе, способствуя превращению ее в обязательный элемент учебного процесса в высшей школе.

Hosted by uCoz