Кондрашевский Г.Н.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО БИБЛИОТЕЧНЫМ ПРОГРАММАМ
В ГУМБОЛЬДТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ БЕРЛИНА

Гумбольдтский университет (ГУ) – один из самых известных и крупных университетов Германии. Он известен далеко за пределами Федеративной Республики и стоит на одном уровне с французской Сорбонной и британским Оксфордом. Основанный в 1810 г. по замыслу великого философа и политического деятеля Вильгельма фон Гумбольдта, ныне он представляет собой “мать всех современных университетов” Германии. В его стенах учились и преподавали 29 лауреатов Нобелевской премии, среди которых такие имена, как Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Роберт Кох. Сегодня Гумбольдтский университет – крупнейший научно-исследовательский центр, в котором на 11 факультетах изучаются 224 естественнонаучные, гуманитарные, точные и технические дисциплины. ГУ поддерживает тесные связи фактически со всеми крупнейшими научными организациями по всему миру, участвует в европейских и интернациональных научных программах (например, в программе Европейского Сообщества Сократ/Эразм). Диплом ГУ признается во всех странах ЕС, а также во многих странах мира.

Проект дистанционного обучения в ГУ разрабатывается в рамках Института библиотековедения (Institut fьr Biblio-thekswissenschaft, IB), который является составной частью Первого философского факультета ГУ (в Университете их 4). IB был образован в 1994 г. после слияния Института библиотековедения и научной информации ГУ (Institut fьr Bib-liothekswissenschaft und wissenschaftliche Information HU) и Института библиотековедения и библиотечного образования Свободного университета (Institut fьr Bibliothekswissenschaft und Bibliothekarausbildung der Freien Universitдt). Сам проект возник относительно давно, но лишь начиная с 2001 г. обучающиеся на курсах получили возможность приобрести степень Master of Arts (Магистр искусств).

Существует две категории учащихся, которые могут получить степень Master of Arts в области библиотечно-информационной науки в Гумбольдском университете. К первой категории принадлежат учащиеся вузов (например, университетов Кобленца и Ландау), которые профилируются, например, в области социологии, лингвистики или другой науки, но хотят дополнительно изучать и библиотечное дело. Во вторую категорию входят учащиеся с законченным высшим образованием, желающие получить степень магистра в области библиотечной науки.

В соответствии с категорией учащихся выбирается и соответствующая форма дистанционного обучения. Общим моментом для всех трех форм является то, что дистанционное обучение на IB – это не полностью “виртуальное” обучение через новые информационные технологии (НИТ). Это скорее комбинация НИТ и традиционного обучения, так как в определенные сроки они обязаны лично посещать лекции в Гумбольдском университете (это так называемые “фазы присутствия”). НИТ используется, прежде всего, для того, чтобы контролировать и стимулировать самостоятельную работу студента, на которую приходится более 80% всего курса. Сам курс, длительность которого составляет от 4 до 8 семестров, подразделяется на два типа. Первый тип, который включает базовое обучение (Grundstudium) и специальное обучение (Hauptstudium), предполагает одновременное изучение библиотековедения и дисциплины специализации студента. Для того чтобы получить степень магистра, необходимо изучать обе дисциплины в течение всего периода обучения (т.е. все 8 семестров). Есть и другой вариант обучения (тип 2), при котором в течение первых четырех семестров изучаются два предмета (базовое обучение, Grundstudium), а в оставшиеся четыре семестра (специализированное обучение, Hauptstudium) – исключительно библиотечно-информационные дисциплины. Законченное базовое обучение дает право на степень бакалавра (Bachelor of Arts), законченное специализированное – Master of Arts. Для лиц с законченным высшим образованием в какой-либо научной области предусмотрен курс длительностью в 4 семестра, т.е. только Hauptstudium, по окончании которого они получают степень магистра.

Дистанционное обучение производится в двух основных формах, разработанных доктором философских наук С. Бюттнером. Это т. наз. формы телеобучения (Telelernen) и телеконсультации (Telelehren).

Под телеобучением подразумевается обучение посредством НИТ, которое не зависит от местоположения субъектов учебного процесса и от временной разницы между ними. Иными словами, телеобучение ведется в асинхронном формате и подразумевает преимущественно самостоятельную работу учащегося. Контроль телеобучения производится преподавателем через WWW и подразумевает постоянный обмен данными (учебным текстовым материалом, графическими файлами, интерактивными презентациями, прикладными программами и т.д.) между его участниками.

Под телеконсультацией понимается процесс синхронного взаимодействия учителя и ученика посредством видеоконференции. Во время видеоконференции преподаватель обсуждает наиболее существенные вопросы темы, разъясняет сложные проблемы, дает консультации. При этом видеоконференция ни в коем случае не предназначена для “разжевывания” материала, его исчерпывающего изложения. Задача здесь формулируется иначе: во-первых, обсуждение важнейших проблем темы (модуля), во-вторых, предложение новых тем для обсуждения и рекомендация литературы по ним и в-третьих, контроль активности студентов и их положительная мотивация к обучению.

Дистанционное обучение – это всегда модульное обучение. Курс Гумбольдтского университета также разбит на модули. Специалистами ГУ был произведен сравнительный анализ библиотечно-информационного дистанционного обучения в англоязычных странах, а также анализ требований, предъявляемых выпускникам на рабочем месте. В результате были разработаны модули обучения, отвечающие европейским и американским стандартам, ориентированные на практические потребности будущих библиотечно-информационных специалистов. Всего этих модулей шесть:

1. Библиотечное дело

2. Информационные технологии

3. Коммуникационные технологии

4. Международные аспекты библиотечно-информационной науки

5. Новые информационные технологии (в т.ч. мультимедиа)

6. Библиотечный менеджмент

Модули подразделяются на отдельные темы. Например, модуль “Библиотечное дело” содержит такие темы, как: “Библиотечный фонд: комплектование и списание”, “Хранение фонда”, “Расстановка фонда”, “История библиотечного дела” и т.д. Модуль разделяется не только тематически, но и структурно, т.е. в нем имеются следующие составляющие: цели и задачи модуля, необходимые предпосылки для участия в модуле, время для консультаций и семинаров, содержание, текстовые материалы, графика, самоучитель, интерактивные мультимедийные презентации, слайд-презентации, обучающие программы, задания на чтение литературы, аннотации к литературе, литература на традиционных носителях, литература, представленная в Интернет (ссылки), преподаватель модуля (контактный адрес).

Оценки, выставляемые по модулю, имеют в основании систему ECTS (Европейскую систему перевода оценок). Поэтому результат, с которым студент приходит к завершению курса, признается не только в Германии, но и во всей Европе.

Первое образование в Германии является бесплатным (начиная со школы, кончая вузом). Это, однако, не касается дополнительного образования, к которому зачастую принадлежит и дистанционное. Дистанционное библиотечное образование в ГУ также относится к числу платных. Курс длительностью 4 семестра стоит порядка 5000 евро. Часть этой суммы может быть выплачена студенту субъектом федерации. Таким образом, для людей с законченным высшим об-разованием степень магистра будет стоить 5000 Евро, а для студентов, изучающих библиотечно-информационную и другую специальность, – порядка 10000 евро.

Одним из важнейших вопросов дистанционного обучения является вопрос контроля знаний студентов. В Гумбольдтском университете проверка успеваемости студента проводится, прежде всего, на основании его письменных работ (рефератов и контрольных), а также через его активность на семинарах и дискуссиях. Глубинная проверка на предмет подлога не осуществляется, так как преподаватели исходят из представления, что студент сам должен осознавать ответственность за качество своего образования. Предпосылка для этого простая: если студент хочет получить степень Master of Arts, то он намерен использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. В современной Европе получить престижное и высокооплачиваемое рабочее место можно только при условии высокой квалификации и солидного диплома. Таким образом, контроль учебного процесса осуществляет не профессорско-преподавательский состав вуза и не компьютерная программа, а “невидимая рука рынка”.

На основании данной информации можно проследить некоторые различия между западной и отечественной системами образования. Отечественная система традиционно тяготеет к централизации и контролю учебного процесса, в то время как западная – к его свободе и гибкости. У обеих систем есть свои сильные и слабые стороны, которые обусловлены культурно-историческими различиями в развитии западной и восточной школ. Так, земельная (федеративная) структура Германии не позволяет вносить строгие стандарты в систему образования. Каждая из земель (субъектов федерации) устанавливает свои нормы, которые, в свою очередь, модифицируются под нужды образовательных институтов и организаций земли. В Германии не существует единого аккредитующего органа, который на федеральном уровне контролировал бы качество образования, не существует и общефедерального министерства образования. Все зависит от конкретных решений организаций на местах. Это приводит иногда к проблемам эквивалентности дипломов в учреждениях одного статуса (университеты, политехнические институты и т.д.). Для того чтобы преодолеть проблему взаимозачетности дипломов (причем на европейском уровне), уже несколько лет осуществляется проект Сократ/Эразм, нацеленный на приведение к единому стандарту образовательных систем стран-участниц. Программа предусматривает широкий спектр взаимодействия между европейскими вузами в целях выработки единой стратегии развития образования (в том числе и его новых форм) в ХХI в. Проект открыт и для нашей страны, что является заманчивой перспективой объединения нашей и европейской систем высшего профессионального образования. Процесс интеграции, несомненно, скажется и на дистанционном образовании, и методах его контроля. Введение нового стандарта позволит сгладить различия в системах образования различных стран и придти к компромиссу в определении статуса новых образовательных технологий.

Анализ литературы по данной теме, а также двухмесячная стажировка автора статьи в Германии позволили глубже познакомиться с системой дистанционного образования в университетах, принять участие в разработке и апробации дистанционных библиотечных программ. Думается, что этот опыт будет глубоко осмыслен и в дальнейшем использован при создании аналогичных проектов в российских библиотечных школах, в том числе в проектах, связанных с освоением дистанционных форм образования в вузах культуры и искусств.

Hosted by uCoz