Кокойкина О.Н.

КУРС “ДОКУМЕНТНЫЕ ФОНДЫ
ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ”:
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ

В мае 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека. Согласно статье 14 Конвенции эффективное пользование правами и свободами должно быть предоставлено всем без каких-либо ограничений, и многие статьи этой Конвенции способствуют реализации права всех граждан на защиту закона и на правосудие. Доступ к законам и правосудию обязывает государства принимать все необходимые меры к тому, чтобы облегчить и упростить процедуры доступа к правовой информации. Несмотря на очевидность запрета совершать определенные действия, людям порой бывает трудно, рассматривая конкретные события, определить, какое поведение допустимо или обязательно, в каких случаях то или иное действие будет рассматриваться как преступление, повлечет гражданскую или административную ответственность. Следование принципу “незнание закона не освобождает от ответственности” обязывает государства информировать граждан обо всех законодательных нормах и решениях всеми доступными средствами и, в первую очередь, путем опубликования нормативных актов.

В связи со все возрастающей спецификой законодательства все государства сталкиваются с так называемой “пра-вовой инфляцией”. Это означает, что для торжества законов везде и всегда их надо постоянно разъяснять всеми возможными способами и на доступном языке. К таким способам относятся кодификация законов, их толкование, методы реализации правовых норм, изучение практики применения этих норм, публикации о правовом образовании и разработке научных концепций развития права, справочные, нормативные, популярные и иные материалы.

Информация о праве существует в фиксированной и нефиксированной форме. Основу информационного обеспечения общества в области права составляют правовые документы (опубликованные и неопубликованные, аудио- и видеозаписи, различные виды электронных носителей). В настоящее время объем действующего законодательства России превышает 1,5 млн. правовых актов всех уровней, а количество других источников в области права составляет огромный массив и увеличивается приблизительно на 600 наименований в год. Поэтому стоит серьезная проблема упорядочения массивов правовых документов. Наиболее значимые фонды официальных документов и юридической литературы собраны в РГБ, РНБ, отраслевых федеральных библиотеках, Библиотеке Администрации Президента РФ, Парламентской библиотеке РФ, Библиотеке Института государства и права РАН, библиотеках специальных учебных заведений. Однако многие из них не являются общедоступными, поэтому большие надежды связываются с общедоступными библиотеками и создаваемыми в их структуре публичными центрами правовой информации (ПЦПИ). На сегодняшний день их открыто уже более 300. Работа с правовой информацией требует особой подготовки библиотечных специалистов, поэтому в Московском государственном университете культуры и искусств в рамках специальности “Библиотековедение и библиография” начата целевая подготовка специалистов на заочном отделении.

Трудно представить себе квалифицированного библиотечного специалиста, не обладающего суммой знаний по формированию библиотечного фонда. Библиотечный фонд – основа библиотеки, и все направления ее деятельности так или иначе связаны с фондом или с отдельными документами, составляющими этот фонд. Поэтому курс “Документные фонды правовой информации” по праву стал одной из ведущих дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов, специализирующихся в области правовой информации. Ведущими специалистами МГУКИ был разработан комплект учебно-методической литературы для новой квалификации “Библиотечно-информационное обеспечение в области права”. Следует отметить, что впервые подготовлены и изданы программа и методическая разработка по курсу “Документные фонды правовой информации” (автор О.Н.Кокойкина). Подготовлены и вышли из печати учебное пособие по курсу, а также учебно-практическое пособие “Библиотечный фонд правовой документации” (автор Ю.Н. Столяров). Можно констатировать, что курс полностью обеспечен учебными и методическими материалами и может читаться в полном объеме, определенном учебным планом.

Преподавание кура “Документные фонды правовой информации” предусмотрено в 6 и 7 семестрах. Студенты слушают курс лекций, проводятся семинарские занятия и лабораторные работы. Практикуется подготовка докладов, написание курсовых работ, связанных со спецификой формирования документных фондов правовой информации в библиотеках различных типов и видов. Первая сессия заканчивается зачетом, в конце изучения курса предусмотрен экзамен. Таким образом, “Документные фонды правовой информации” – это полноценный курс, обеспечивающий специальную подготовку библиотечного персонала в области работы с правовыми документами различных видов. Следует отметить, что студентам данной специализации читается и общий курс “Библиотечный фонд”. Поэтому необходимо очень четко разграничить предметы их преподавания, чтобы избежать ненужного дублирования. Это возможно при учете специфики самих правовых документов и фондов, образуемых на их основе. Такая специфика особенно четко видна в разделе 1 “Правовые документные ресурсы России. Общая характеристика” и в разделе 4 “Система документных фондов правовой информации”. В разделе 1 предусмотрено изучение видов и типов источников правовой информации и их классификация, рассматриваются органы законодательной власти как создатели правовых документов, высшие и центральные органы управления в системе правовой информации, органы суда и прокуратуры в структуре правовой информации. Особое внимание уделяется издательствам, специализирующимся на выпуске правовой литературы, и юридическим периодическим изданиям. Студенты получают полные сведения о всех видах правовых документов, а также об их создателях. В 4 разделе отдельные темы посвящены документным фондам правовой информации в спе-циальных библиотеках, общедоступных библиотеках (универсальные и научные, муниципальные библиотеки, публичные центры правовой информации, деловые библиотеки). Выделена тема, раскрывающая особенности формирования фонда правовой информации в библиотеках и службах информации фирм предприятий и организаций. В результате студенты получают знания о системе правовых документных ресурсов России, формируемых в различных библиотечных системах. Кроме того, они получают сведения о региональных информационно-аналитических службах (РИАС) и единой Российской автоматизированной системе информации о правовых актах РФ (РАСИНА), основных базах данных по правовым вопросам (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Эталон, Система). В разделе 3 “Технология формирования фонда правовой информации” наиболее специфичными являются темы “Моделирование фонда правовой информации” и “Комплектование фонда правовой информации”. Они требуют как теоретической, так и практической подготовки, поэтому проводятся лабораторные занятия по моделированию фонда (с учетом Классификатора правовых актов, принятого 15 марта 2000 г.), по анализу библиографических источников и первичному отбору документов правовой тематики (для ПЦПИ). Раздел 2 “Теоретические основы формирования фонда правовой информации” в основном содержит общетеоретические положения и при чтении курса “Библиотечный фонд” возможен отказ от изучения составляющих этот раздел тем в специальном курсе.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что несмотря на то, что курс “Документные фонды правовой информации” был введен в учебный план совсем недавно, его развитие идет очень активно. Он занял свое место среди специальных учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов высшей квалификации для работы с правовой информацией. Кроме того можно согласиться с Ю.Н. Столяровым, что в настоящее время формируется новая ветвь в библиотечном фондоведении – правое (юридическое) фондоведение как особая прикладная дисциплина. Это подтверждается тем, что фонд правовой информации – фундамент не только библиотечной работы в этой области, но и всей нормотворческой и нормоприменительной деятельности, основа обеспечения права граждан на доступ к правовой информации.

Hosted by uCoz