Клепикова М.М.

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Семидесятилетний опыт развития и становления системы высшего библиотечного образования показал, что важной составной частью этой системы является подготовка специалистов без отрыва от профессиональной деятельности, позволяющая создать максимальные условия интеграции образования, науки и производства, оперативно и динамично реагировать на новые прогрессивные изменения библиотечно-информационной теории и практики. Поскольку в самой природе обучения без отрыва от производства содержатся объективные предпосылки органического соединения теоретической и практической деятельности, необходимо в полной мере реализовать потенциальные возможности заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, постоянно совершенствуя и согласуя содержательные и организационно-методические аспекты высшего библиотечного образования с требованиями современной социокультурной сферы.

Развитие науки, техники, культуры, широкая информатизация общества, внедрение компьютерных технологий в значительной мере повышают требования, предъявляемые к выпускникам вузов библиотечно-информационного профиля. Стратегической целью вузовского образования служит подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту и мобильности в современном мировом и интеллектуальном пространстве.

В связи с этим развитие высшего библиотечного образования требует систематического обновления содержательной и функциональной профессиональной подготовки специалистов.

Впервые разработанные и утвержденные в 1996 г. новые государственные образовательные стандарты по специальности “Библиотековедение и библиография” определили требования к уровню подготовки, к основной образовательной программе. Установлены циклы дисциплин, обеспечивающие фундаментальную гуманитарную, общепрофессиональную и специальную подготовку выпускника вуза. Новые стандарты определили и структуру учебных планов для заочной и очно-заочной (вечерней) формы обучения, которые, реализуя полный объем знаний, основной акцент делают на самостоятельную работу студента. Впервые была введена система дисциплин и курсов по выбору, позволяющих углублять основные дисциплины, отражать новейшие технологии и достижения в современной библиотечно-информационной практике.

Определенный динамизм в структуре специальности “Библиотековедение и библиография” создают специализации, которые обеспечивают современные потребности библиотечной науки и практики различных отраслей.

Студенты, осваивающие квалификацию “Библиотекарь-библиограф”, в соответствии с профессиональной направленностью или желанием могут выбирать определенную специализацию. В настоящее время в МГУКИ приняты следующие специализации, одобренные и зарегистрированные УМО по образованию в области художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры РФ: “Информационное обеспечение гуманитарных наук”, “Информационное обеспечение естествознания и техники”, “Информационное обеспечение в области права”, “Информационное обеспечение охраны интеллектуальной собственности”, “Управление в библиотечном деле”, “Управление в сфере библиотечной и внешкольной работы”, “Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах”, “Книжно-информационная деятельность”.

Важным событием в разработке и реализации концепции высшего библиотечного образования явилось утверждение Министерством образования Российской Федерации в 2002 г. нового расширительного наименования специальности 052700: “Библиотечно-информационная деятельность” и разработка государственного образовательного стандарта нового поколения по данной специальности.Впервые в рамках библиотечной специальности предусмотрена не одна традиционная квалификация “библиотекарь-библиограф”, а четыре: “библиотекарь-библиограф, преподаватель”, “технолог автоматизированных информационных ресурсов”, “референт-аналитик информационных ресурсов” и “менеджер информационных ресурсов”.В соответствии с утвержденным в 2003 г. новым государственным образовательным стандартом проведен набор студентов по всем четырем квалификациям.

Расширительный формат специальности и особенно увеличение числа квалификаций в профессиональной подготовке библиотечных кадров по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения имеют исключительно важное значение, поскольку студенты, получающие высшее библиотечное образование без отрыва от производственной деятельности в большинстве своем уже работают в библиотеках нового типа, которые обладают мировыми информационными ресурсами (фондами) как на традиционных, так и электронных носителях информации, содержат уникальные базы данных, являются информационными центрами и центрами внедрения новых компьютерных технологий, широко используют сети Интернет. Востребованность вновь утвержденных квалификаций назрела уже давно.

Учебные планы по квалификации “библиотекарь-библиограф, преподаватель” предусматривают углубленную подготовку специалистов за счет обновления и расширения содержательной структуры блока специальных дисциплин (в библиографических курсах введены разделы “Библиотечно-библиографическое краеведение”, “Иностранная библиография”), расширены библиотековедческие дисциплины. Большим достижением стало дополнение “преподаватель” для традиционной квалификации “библиотекарь-библиограф”. Выпускники получат знания и педагогические навыки для преподавательской деятельности. Это особенно важно для студентов, работающих в детских и школьных библиотек, где их деятельность носит ярко выраженный педагогический характер. В число специальных дисциплин введены “Основы педагогического мастерства”, “Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин”.

По квалификации “технолог автоматизированных информационных ресурсов” разработан уникальный блок специальных дисциплин в соответствии с современными достижениями в области автоматизации и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. В учебные планы включены такие дисциплины как: “Автоматизированные библиотечно-информационные технологии”, “Информационные системы и сети”, “Поектирование автоматизированных библиотечно-информационных систем” и др.

Впервые в рамках специальности “Библиотечно-информационная деятельность” открыта квалификация “референт-аналитик информационных ресурсов”, которая даст возможность студентам получить знания о мировых информационных ресурсах, международных банках и базах данных, об информационно-аналитическом сопровождении управления, бизнеса, научно-производственной деятельности, о технологии подготовки аналитических текстов и т.п.

Среди специальных дисциплин: “Информационно-аналитические технологии”, “Информационные ресурсы”, “Организация информационно-аналитической деятельности” и др.

В специальном блоке дисциплин квалификации “менеджер информационных ресурсов” особое внимание уделено методологическим основам библиотечного менеджмента, стратегии управления, маркетинговым исследованиям в библиотеках и других службах информации. В учебный план введены такие обстоятельные курсы, как “Экономика библиотечно-информационной деятельности”, “Управление библиотечным делом”, “Маркетинг библиотечно-информационной деятельности” и др.

Сделан очень важный шаг по пути совершенствования профессионального высшего библиотечного образования. Ведется интенсивная работа по подготовке учебных программ и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Однако главной проблемой сейчас является оперативная и наукоемкая работа ученых и специалистов по созданию учебной и учебно-методической документации и организации учебного процесса в соответствии с требованиями нового общеобразовательного стандарта.

Hosted by uCoz