Карпенко Е.А.

МЕДИАЦЕНТР В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Ориентирование системы высшего образования на обеспечение качества подготовки специалиста в условиях интеграции, создания единого образовательного и информационного пространства требует обновления учебно-методического обеспечения, адекватного этим условиям. Современные тенденции сокращения числа часов аудиторных занятий и, соответственно, увеличения часов на самостоятельную работу студентов повышают роль учебной книги – важной составляющей учебно-методического обеспечения – в процессе обучения. В связи с этим актуализируются проблемы обеспечения качественной учебной литературой в процессе подготовки специалистов, в том числе библиотечно-информационного направления.

Одним из путей решения проблем обеспечения качественной учебной литературой в процессе обучения является создание медиацентра – оптимальной среды для её функционирования.

Функционирование медиацентра позволит решить не только проблему обеспечения студентов необходимой учебной литературой с целью эффективности самостоятельного обучения и приобретения ими навыков работы с информационными технологиями, но и проблему повышения квалификации, переподготовки кадров в библиотечно-информационной области.

Это особенно важно в условиях изменений в функционировании современных библиотек, активно внедряющих информационные технологии в процессе создания, обработки, сохранения и предоставления информации, которые вызывают изменения в подготовке соответствующих квалифицированных кадров, обладающих не только фундаментальными профессиональными знаниями, но и имеющими навыки работы с информационными технологиями.

Назначение медиацентра – визуализация информации в предметной области, которая характеризуется разнообразными формами ее существования, что объясняет его название. Понятие “медиацентр” состоит из слов: медиа – “средство, способ, среда массовой коммуникации” и центр – “место, из которого осуществляется координация действий”, что раскрывает его особенности из сосредоточения учебной информации, которая предоставляется в текстовом и нетекстовом видах. В данном понятии содержится идея педагогической коммуникации, которая реализуется в новых формах организации когнитивной деятельности её потребителей. Медиацентр информационно-образовательной среды – основа для развития дистанционного образования.

Отображая три уровня организации библиотечно-информационного образования (документальный как функционирующий, информационный – развивающийся, когнитивный как перспективный) медиацентр состоит не только из функционирования в нем учебной литературы, представленной в виде учебно-методического комплекса, но и другой, относящейся к предметной области, учебно-научной информации. Однако именно учебная литература является основой для самостоятельной работы студента.

Создание в медиацентре междисциплинарного комплекса учебно-методических материалов сформирует основу для организации самостоятельной работы студентов, для усиления поисковой деятельности в структуре их деятельности, для углубления базовой подготовки специалистов различного уровня и профиля. Учебные мультимедиа материалы и инструментальные компоненты предметных курсов должны быть скомпонованы на основе модульного подхода.

Данное исследование проводится в экспериментальных условиях по созданию медиацентра на базе факультета библиотековедения и информатики Харьковской государственной академии культуры на основе системного, коммуникативно-информационного подходов.

Hosted by uCoz