Калегина О.А.

СОЧЕТАНИЕ УНИФИКАЦИИ И ВАРИАТИВНОСТИ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная социально-экономическая и социокультурная ситуация в стране требует новых подходов к подготовке информационно-библиотечных кадров, которые должны стать конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Библиотечной профессии необходимо получить новый статус, привлекательный для общества, для молодежи. Эта привлекательность не должна быть ложной, скрывающую истинную сущность профессии, она должна свидетельствовать о новом качестве деятельности библиотек, значимости в современном социальном процессе. Библиотеки, пережив трудности 90-х гг., нашли свою нишу в информационном, социокультурном, образовательном пространстве, стали востребованными, приобрели новые функции. Наряду с усилением информационных и образовательных функций все более активно возрождаются функции воспитательная, рекреационная, реабилитационная, поскольку таким образом можно возродить духовность общества, его культуру, его сознание, возродить славу государства. Именно эта концепция легла сегодня в основу разработки ГОСов нового поколения, в том числе и в области информационно-библиотечного образования. Отличие ГОСа, утвержденного Министерством образования Российской Федерации в 2003 г. от предыдущего – в возможности сочетания унификации и вариативности при формировании учебного плана, что дает возможность будущему специалисту выбрать именно ту квалификацию, которая соответствует его интересам и профессиональным способностям.

Это проявляется прежде всего:

1.В смене названия специальности – “Библиотечно-информационная деятельность”, которая меняет не на словах, а на деле суть профессии, делая ее современной, учитывая новый статус библиотек как библиотечно-информационного учреждения. Повсеместное использование информационных технологий с целью удовлетворения усложняющихся потребностей пользователей, предоставление широкого спектра современных услуг – важнейшие условия сохранения библиотеки, повышения статуса и престижа информационно-библиотечной профессии.

2.В вариативности квалификации: новый ГОС впервые предлагает четыре варианта квалификации специалиста:

- библиотекарь-библиограф, преподаватель;

- технолог автоматизированных информационных ресурсов;

- референт-аналитик информационных ресурсов;

- менеджер информационных ресурсов.

Очевидна современная трактовка библиотечной деятельности, определяющая основные аспекты ее содержания – управленческие, технологические, аналитические. Вузу, в свою очередь, это дает возможность разумной вариативности образовательных программ, ежегодного решения вопросов приема в пользу той или иной квалификации в зависимости от результатов мониторинга и диагностики социокультурной ситуации региона, потребностей библиотечно-информационных учреждений и привлекательности квалификации. Они могут быть дневными и заочными, полными и сокращенными, а также многоступенчатыми (бакалавриат, магистратура).

Например, в 2001–2002 гг. в Казанском государственном университете культуры и искусства (КГУКИ) в рамках Федеральной целевой программы “Культура России” было продиагностировано состояние культурно-образовательного потенциала региона Среднее Поволжье и проанализировано содержание национально-регионального компонента учебных программ информационно-библиотечного специалиста. Была выявлена острая необходимость в кадрах с высшим специальным образованием, способных обеспечить в первую очередь деятельность детских и школьных библиотек; информационных служб в культурно-образовательном пространстве с учетом региональных особенностей подготовки. Исходя из полученных данных, в 2003 г. набор на информационно-библиотечный факультет КГУКИ осуществлялся на квалификации “Библиотекарь-библиограф, преподаватель”, “Менеджер информационных ресурсов”. С учетом национально-региональной подготовки по последней квалификации набрана также группа по специализации “Менеджмент национально-краеведческих ресурсов”.

3. В содержании информационно-библиотечного образования, которое в достаточной мере отражает новую систему знаний, четко выделяя федеральный и региональный компоненты в каждом цикле дисциплин, сочетая унификацию и вариативность в подготовке различных квалификаций внутри одной специальности – “Библиотечно-информационная деятельность”.

Сравнительный анализ дисциплин ГОСов 1995 и 2003 гг. и их наполнения показал следующие изменения:

- Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин определяют пять обязательных дисциплин (в том числе иностранный язык, физическая культура, отечественная история, философия), а остальные дисциплины вуз может включать, исходя из квалификации. Это позволяет сделать основные дисциплины более фундаментальными, одновременно профилируя их на профессиональную деятельность выпускника, а также вводить комплексные курсы.

- Цикл общепрофессиональных дисциплин также стал более четким, современным. Например, дисциплина “Аналитико-синтетическая обработка документов” заменена на дисциплину “Аналитико-синтетическая переработка информации”, что соответствует современной трактовке проблем переработки информации. Не понятно, однако, полное устранение из ОПД и вообще из ГОСа предметов по теории и истории литературы, даже в современной трактовке ин-формационно-библиотечный специалист немыслим без качественного знания классической и современной художественной литературы. Перенос ее в национально-региональный компонент цикла ОПД нелогичен, хотя и допустим как вынужденная мера, что и сделано в учебном плане, разработанном на информационно-библиотечном факультете КГУКИ.

- Еще больше недоумение вызывает полное исключение из ГОСа цикла естественнонаучных дисциплин. Это противоречит информационной сущности профессии. Современные трактовки “Концепций современного естествознания” как комплексного курса, включающего систему знаний “культура – искусство – экология – энергетика” доказывают значимость данного курса и цикла в целом для специалистов социокультурной сферы и искусства. Конечно, дисциплины естественнонаучного цикла можно ввести и в других циклах, в том числе в национально-региональном компоненте, дисциплинах специализации, однако логическое место дисциплин при этом явно нарушается.

Цикл специальных дисциплин, в отличие от ГОСа 1995 г. более вариативен, практически он меняется почти полностью в зависимости от квалификации. Это можно назвать положительным явлением, поскольку позволяет профилировать существенно подготовку специалистов и индивидуализировать ее в условиях малочисленных групп.

Отдельно следует остановиться на структурных и содержательных изменениях в национально-региональном ко-мпоненте. Принципиальные отличия его внедрения в новом ГОСе таковы: национально-региональный компонент выделен отдельно, в каждом цикле; он увеличен и насчитывает до 500 и более часов (вместе с курсами по выбору). В наших учебных планах он выражается в интереснейших и значимых дисциплинах, например: “История татарской детской книги”, “Литература народов Среднего Поволжья”, “Библиотечное регионоведение” и другие. Опыт раскрытия национально-регионального компонента как значимой части подготовки специалиста стал предметов серьезнейших научных исследований в КГУКИ.

Информационно-библиотечный факультет КГУКИ проделал большую работу по анализу ГОСов различных лет, внедрению современных учебных планов на их основе. Достоинства и недостатки ГОСа 2003 г. можно будет полностью охарактеризовать лишь после полного курса обучения и выпуска специалистов по данной образовательной программе, т.е. к 2008 г. и даже позже, когда выпускники поработают несколько лет. Хотелось бы, чтобы этот ГОС был более стабильным, долговременным, насколько это возможно в быстро меняющейся социокультурной ситуации, ибо частая смена ГОСов и учебных планов, наблюдаемая последние десятилетия, явно идет к нарушению стабильности учебного процесса, вредит фундаментальности классического высшего образования.

Вместе с тем для информационно-библиотечного факультета КГУКИ, как и для других вузов культуры, характерно использование смежных образовательных программ; близких к концепции факультета. Это позволяет, с одной стороны, удовлетворить потребности библиотечно-информационных учреждений в специалистах смежных отраслей, что необходимо для качественного выполнения функций современных библиотек. С другой, – это расширяет круг учреждений и организаций (информационных, управленческих, досуговых, педагогических), где может быть востребован специалист факультета. В настоящее время наибольшей популярностью используются на факультете специальности “Прикладная информатика”, “Документоведение и документационное обеспечение управления”. Подготовлены документы к набору студентов на специальность “Книгораспространение”, интерес к которой также велик.

Характерно, что названные специальности, как сравнительно “молодые”, имеют более высокий рейтинг у молодежи, чем традиционная, хотя и сильно реформированная специальность.

Это частично можно объяснить неверным пониманием значимости библиотечной профессии вследствие недостаточной информированности абитуриентов относительно новых квалификаций. Существует ли сегодня вероятность изменения ситуации в пользу нашей традиционной, но обновленной специальности – покажет время, за которое ученые, специалисты, преподаватели, библиотечная общественность должны решить ряд серьезных проблем. Обозначим лишь некоторые из них.

1. Несоответствие внедренных в образовательный процесс квалификаций и библиотечной практики. Необходима срочная разработка новых квалификационных характеристик для библиотек различных типов и видов.

2. Неясность относительно использования различных уровней образования и их согласованности (бакалавриат - специальность-магистратура-аспирантура). От продуманности этого вопроса зависит внедрение данной системы образования в стране. На уровне факультета и вуза можно решать параллельно не менее значимые проблемы инфор-мационно-библиотечного образования в условиях интенсивного внедрения новых образовательных программ, касающихся повышения качества учебного процесса, расширения использования новых информационных технологий, учебно-методического обеспечения образовательных программ, расширения номенклатуры специальностей, квалификаций, специализаций в целях подготовки востребованных специалистов.

Это позволит осуществить полноценную подготовку современных информационно-библиотечных кадров, необходимых обществу, повысить престиж и статус библиотеки, библиотечной профессии и библиотечного образования.

Hosted by uCoz