Казаринова И.Н.

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

Н.К. Рерих справедливо называл библиотекаря “первым вестником Красоты и Знания”. Но сегодня на первый план выходит другая функция – защитника Красоты и Знания. Современная информационная ситуация характеризуется тремя ярко выраженными тенденциями: последствиями социально-экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия, сетевой информационной революцией и первой фазой глобального экологического кризиса – информационным кризисом, совпавшими по времени в нашей стране и требующими от читателя повышенной активности и избирательности в отборе, переработке и оценивании усвоенной информации, овладении методами информационно-психологической защиты. Новый век встретил нас резким накалом информационных войн, изобилием видов информационного оружия и отставанием средств информационно-психологической защиты.

Последнее десятилетие ХХ в. выдвинуло на первый план проблему обеспечения информационной безопасности особенно остро применительно к нашему государству. Данные представителей разных наук свидетельствуют, что информационная безопасность в нашей стране находится на критическом уровне, что, в свою очередь, чревато потерей информационного суверенитета личности, общества, государства. В 2000 г. принята “Доктрина информационной безопасности России”, а в 2001 г. разработан Проект Федерального закона об информационно-психологической безопасности. Аналогичные документы в эти же годы разработаны в Белоруссии и на Украине.

Информационно-психологическая безопасность читателя – термин сравнительно новый и пока еще не устоявшийся в профессиональной библиотечной печати, несмотря на то, что проблема обеспечения информационно-психологической безопасности читателя – проблема вчерашнего и сегодняшнего дня. Информационно-психологическая безопасность читателя с одной стороны включает такие компоненты, как информационная свобода, информационно-психологическая защита и информационная гармония, с другой, – применительно к деятельности библиотек, это библиотечные мероприятия, ориентированные на знакомство читателей с документальным потоком по информационно-психологической безопасности, с методами информационно-психологической защиты и методиками анализа текстов на традиционных и электронных носителях. Новые электронные технологии наряду с позитивными моментами создали немало угроз для здоровья в целом, информационно-психологического здоровья читателей и информационной безопасности страны.

Специалисты, занимающиеся проблемой информационной безопасности, достаточно детально описали источники угроз, стратегии ведения информационных войн, виды информационного оружия, приемы манипулятивных воздействий в целом. Можно выделить три направления воздействия: техническое, психологическое, психо-технологическое. К техническому обычно относят новые информационные технологии и в особенности Интернет, хотя здесь тоже можно выделить чисто психологические приемы воздействия.

Для решения проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности читателя необходимо в первую очередь обеспечить информационно-психологическую безопасность библиотекаря. Переживаемая сегодня в библиотечном профессиональном сообществе эйфория по поводу внедрения компьютеров и Интернет в библиотеки страны иногда затушевывает опасность от этого мощного вида информационного оружия.

Психологическое воздействие осуществляется как на уровне традиционных текстов, так и электронных. Книжный рынок 90-х гг. ХХ в. поставил лавинообразное количество текстов, включающих различные негативные стратегии, ориентированные на подсознание читателей. Распознавать эти стратегии способен сегодня далеко не каждый читатель, даже из тех, кто владеет различными методиками анализа текстов. Мало кто задумывается над тем, что особым образом внедренное в текст количество лексических слоев ненормативной лексики, криминальной, коммерчески-криминальной, криминально-психиатрической не просто замусоривание русского языка, а подчас продуманная стратегия отторжения от норм и ценностей русского языка и русской культуры, что как известно из истории ведут к разрушению государства в целом.

Другой момент связан с введением мертвых слов в профессиональную лексику, замена русских терминов на западные и т.п. психологические ловушки, являющиеся типичными манипулятивными приемами психологического информационного оружия. Не избежала этой ловушки и профессиональная библиотечная печать. Задумайтесь, уважаемые коллеги, что стоит на самом деле за внедрением термина “пользователь” вместо “читатель”? Только лишь неудачный перевод с английского языка на русский, приближение к компьютерной культуре, замена всех традиционных библиотек в будущем на сеть Интернет? Есть ли в русском языке синоним, не перевод, а синоним термина “пользователь”? Какие ассоциации возникают при слове пользователь и слове читатель? Если не находится адекватный синоним к тому или иному термину или наблюдаются эмоционально бедные ассоциации, то это типичный манипулятивный прием одного из видов информационного оружия, что достаточно подробно раскрыто в литературе по проблеме информационной и информационно-психологической безопасности. Есть и целые манипулятивные направления, например: столь модный сегодня “паблик рилейшенз” или “фандрайзинг”. Как со страниц профессиональной печати, так и с трибун высоких съездов и научных конференций “чистые” психологи, с подачи которых широко распространилось это направление, сегодня дружно каются и признают, что между “PR” и “черным PR” стоит сегодня знак равенства.

Запущена на уровне всего общества и стратегия отторжения от чтения, как в традиционных и электронных текстах, так и в СМИ. Зеркальным отражением новой ситуации стало явление “читателебоязни” (или ридингфобия, информационная фобия, читательская фобия, как расшифровывается в разных источниках), зафиксированное педагогами и библиотекарями в различных формах. Это важная проблема, требующая самостоятельного исследования и отдельного разговора. Применительно к проблеме информационной безопасности читателебоязнь, наиболее ярко проявляющаяся у детей школьного возраста, это и реакция на современную социокультурную ситуацию, и на сетевую информационную революцию, и по сути подсознательная защита личности в ответ на перенасыщенное информационным шумом и информационной грязью информационное пространство. Традиционная библиотечная проблема воспитания культуры чтения читателей имеет сегодня новое звучание, а библиотеки получают новую функцию – информационной защиты и обеспечения информационного здоровья нации. Культура чтения включает умение разработать индивидуальные читательские стратегии, ведущие не только к информационно-психологической защите как таковой, но к росту и развитию читателя.

Проблема качественной подготовки кадров тесно связана с оперативностью реакции на насущные проблемы библиотечной практики, отклика на общественные запросы, разработки и введения в учебный процесс курсов и спецкурсов, отражающих требования времени. Так, очевидны потребность введения новой специализации “Информационно-психологическая безопасность читателя” и создание соответствующего учебного пособия, но за то потерянное время, которое требуется для ее официального утверждения, можно потерять тех “защитников Красоты и Знания”, которые будут способны внести свою лепту в обеспечение информационной безопасности государства.

Потребность времени – введение в учебный процесс самостоятельной специализации “Информационно-психологическая безопасность читателя”.

Hosted by uCoz