Ильганаева В.А.

СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Задачи совершенствования профессионально-специальной подготовки библиотечных специалистов возникают по мере накопления изменений в коммуникативной сфере общества. Однако, прежде всего, системно они связаны направлениями развития института образования в целом. Это фундаментализация содержания за счет интеграции, структуризации учебного материала; ориентация обучения на решение профессиональных задач по уровням организации деятельности библиотек; овладение социально-информационными технологиями, в том числе перманентного обучения; умение ориентироваться в динамически меняющемся профессиональном и социальном окружении. Общим результатом первичного профессионального образования является формирование творческой личности, профессионалов, готовых к инновационным переменам, позитивно мыслящих, креативно действующих, открытых для восприятия информации и уважающих свободу выбора каждого человека.

Трансформация библиотечных организаций на основе новейших информационных технологий, каналов связи и доступа к электронным ресурсам, способов представления информации становится другим важнейшим фактором профессионализации. Библиотеки остаются посредниками, но не только в системе документально-информационных коммуникаций, а и в информационно-когнитивной среде, где качество удовлетворения запросов и потребностей зависит не от количества информации и ее релевантности, а от выбора образцов поведения (действий) и расширения сознания личности до уровня безграничности пространственно-временного континуума. Изменение функционального строения библиотек отвечает организационно-технологическим преобразованиям: гибридная библиотека, электронная (цифровая) библиотека, библиотека-медиацентр (культурно-образовательный информационный центр).

Третьим системным фактором является формирование и структуризация социально-информационных технологий на базе интеграции социально-коммуникативных отношений. Эти процессы охватывают все сферы деятельности на всех уровнях ее организации. В организационно-деятельностном аспекте это проявляется в системной организации через системные: технологи, функции, кадры, связи, ресурсы, результат, управление. Раскрытие системных возможностей происходит по мере освоения системно-сетевых информационных технологий.

Профессионализация библиотечных специалистов, таким образом, происходит в динамически меняющихся условиях, формирующих новые качественные требования к профессиональной деятельности и ее организации. Одно дело библиотекарь, который работает с документами, их классификационными структурами, массивами, технологиями сбора, хранения, распространения и т.д. В иной роли выступает библиотечно-информационный специалист, который работает в гибридном или электронном окружении, полностью используя все разнообразие информационных технологий для презентации сведений о документах, информации и знаниях. Медиа-библиотекарь, который по сути является инженером по знаниям, оперирует когнитивными структурами, обучает пользователей работе с ними, анализирует документализированные ресурсы независимо от их формы и представляет их для удовлетворения разнообразных потребностей независимо от сферы их возникновения и масштаба. Содержание профессиональных задач все больше сводится к глобальным социально-информационным процессам – документализации, актуализации, визуализации знаний, которые базируются на технологиях информационного общества (ТИО). Предметами профессиональной деятельности библиотечной сферы с использованием ТИО одновременно является: документ (как форма, содержание), информация (как содержание, смысл), знание (как действие, сигнал).

Библиотечная наука уже давно вышла за рамки узконаправленной организационно-деятельностной методологии и широко интегрируется с общенаучным методологическим базисом. Социально-коммуникативная парадигма теоретических поисков, энерго-информационный подход к изучению явлений взаимодействия в ноосферном пространстве открывают новые возможности структурирования и переструктурирования научно-дисциплинарного строя традиционных профессионально-специальных направлений, по-новому высвечивают культурно-цивилизационное значение библиотек, библиотечного образования и библиотечной сферы деятельности.

Положение библиотек в обществе в условиях формирования социоинфосферы может быть, без преувеличения, критерием оценки уровня развития социального интеллекта, его качества, возможностей регулирования социальных процессов в соответствии с интересами человечества. И если признать эволюционную интеграцию библиотечного социального института в систему социальных коммуникаций, составляющую базовую основу функционирования социоинфосферы и в перспективе становления ноосферы как нового цивилизационного культурного бытия человека, то понятнее становятся глобальные сдвиги в профессиональной сфере деятельности библиотекарей. Процесс свертывания профессионально-специального знания и приближения его к новому уровню профессиональной деятельности в соответствии с развертыванием глобальных социально-информационных процессов может осуществляться за счет технологизации деятельностной компоненты профессиональной подготовки. Соответственно происходит формирование новой профессионально-специальной структуры кадров: когнитология (старая специальность – библиотекарь – аналитик, фондовед, индексатор) – технологии формирования фондов, АСОД, предметно-объектного анализа и др.; текстология (старая специальность – книговед) – технологии информационного анализа, сохранения книжных массивов, продажи книг, маркетинга книжного рынка, создания документов разных видов и на разных носителях и др.; социография (бывшая специальность – библиотекарь-библиограф) – технологии документализации, обслуживания и сервиса, информационного обеспечения, поисковых стратегий и поиска; медиация (информационный менеджмент, технологический менеджмент) – технологии создания медиаструктур, управления информацией, защиты информации, медиации социально-информационного пространства и др.

Hosted by uCoz