Ивина К.В.

ВУЗ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ

В 2003 г. в структуре Института дополнительного образования МГУКИ была организована кафедра инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности, основная задача которой – организация переподготовки библиотечно-информационных кадров.

За последние годы структура дополнительного профессионального образования претерпела определенные изменения. В лидеры системы переподготовки библиотечных специалистов выдвинулся АПРИКТ, активно стали развиваться региональные центры, созданные на базе крупнейших библиотек России. Можно только сожалеть, что в свое время вузы культуры утратили свою активность в переподготовке специалистов библиотечного дела. Во многом это было связано с тем, что действующие ранее факультеты повышения квалификации были лишены государственного финансирования.

Вместе с тем, имея значительный научный потенциал, вузы культуры могли бы в нынешних условиях усилить использование своего кадрового ресурса в системе дополнительного профессионального образования.

Оптимальная модель системы дополнительного образования может быть создана на основе симбиоза ведущих библиотек – информационных учреждений и вузов культуры. Мы прекрасно понимаем, что не все ведущие специалисты-практики, добившиеся наилучших показателей в инновационной деятельности, обладают педагогическими навыками, что не позволяет им донести свои знания до обучаемых. Также не все педагоги вуза готовы войти в аудиторию, в которой находятся слушатели, успешно реализовавшие себя в профессии. В связи с этим одна из задач в организации системы дополнительного профессионального образования – формирование преподавательского корпуса, в котором нашли бы свое место как ведущие преподаватели вуза, так и практики, обладающие достаточными педагогическими навыками.

В начале своей деятельности кафедра провела мониторинг потребностей кадров библиотек в получении необходимых знаний по различным аспектам библиотечно-информационной деятельности. Это позволило определить конкретные темы для первых семинарских занятий.

Безусловно, востребованной оказалась проблема, связанная с организацией управления в библиотечной деятельности.

К участию в семинаре в качестве преподавателей были привлечены ведущие специалисты вуза, уже имеющие опыт работы в структурах дополнительного профессионального образования. В качестве слушателей в семинарах приняли участие специалисты ведущих библиотечно-информационных учреждений Москвы и Московской области.

Следующая программа была посвящена применению мультимедийных технологий в библиотеках. И здесь также к преподаванию был привлечен специалист, успешно реализующий себя в работе с библиотекарями-практиками.

В несколько ином стиле был организован третий семинар, посвященный библиотечно-информационному обеспечению области права. К его проведению были привлечены преподаватели вуза, работники правовых центров, ведущие специалисты структур управления библиотечной отраслью.

Несмотря на его общий положительный итог, семинар выявил ряд проблем. Комплексная тема, объединяющая различные аспекты того или иного вида библиотечно-информационной деятельности, требует определенной концептуальной проработки. Само название темы, представленное в учебном плане, не раскрывает содержательной сути предлагаемого материала, что в конечном итоге привело к определенному дублированию в изложении учебных курсов.

Опыт проведения семинара с привлечением в качестве преподавателей специалистов различных сфер деятельности убедил нас в необходимости предварительного обсуждения учебной программы при участии всех субъектов образовательного процесса. Данное обсуждение позволит точно определить содержательную сторону каждого занятия и избежать возможного дублирования.

Безусловно, организация переподготовки библиотечных кадров на базе МГУКИ сопряжена с рядом сложных проблем. Значительную часть слушателей не устраивает территориальная удаленность нашей базы, ее нахождение за чертой города, что вызывает необходимость использовать в качестве базы для занятий столичные библиотеки. Отсутствие целевого финансирования не позволяет в полной мере расширить систему образовательных услуг, предоставляемых кафедрой инновационных технологий в библиотечно-информационной деятельности. Кафедра начала свою деятельность с весны 2003 г., когда все финансовые средства для организации переподготовки библиотечных кадров были уже распределены. В этой связи участие в семинарах приходиться оплачивать самим библиотекам.

Столичный рынок образовательных услуг в основном сложился. Новой образовательной структуре всегда не просто занять свою нишу на этом поприще. В этой связи кафедре необходимо расширить географию своей деятельности, выходя на региональные библиотечные центры.

Бесспорно, удачным оказался опыт проведения выездного семинара для библиотекарей России на Украине в г. Судак (Автономная республика Крым, Украина). Семинар состоялся при активной поддержке ГПНТБ России. К преподаванию были привлечены ведущие специалисты библиотеки, одновременно являющиеся преподавателями МГУКИ.

Hosted by uCoz