Зыгмантович С.В.

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЯ
И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Анализ широкого круга исследований, проведенных научно-исследовательскими институтами в области образования, вузами, показывает, что эффективность профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации самым тесным образом связана с социально-психологическими установками личности на выбор и получение будущей профессии, овладение профессией в стенах учебного заведения, а также на совершенствование в области избранной специальности.

Мотивацию следует считать тем своеобразным психологическим механизмом, с помощью которого формируются основные жизненные отношения человека к труду, окружающим, сфере познания. Используя теоретические положения о понятии “мотивация”, отметим, что “мотивация” означает обоснование, аргументацию выбора поступка, практического действия. В процессе мотивации дается ответ на вопрос о причинах выбора конкретной линии поведения. Пройдя стадию мотивации, потребность человека превращается в идеальную форму интереса – осознанные потребности, средства и способы их удовлетворения, на чем он сосредоточивает свое внимание, что больше всего ценит. Став устойчивыми, постоянно действующими, интересы превращаются в жизненную потребность – движущую силу его поведения и творческой деятельности.

Актуальность изучения социально-психологических проблем формирования, подготовки библиотечных кадров, их профессиональной деятельности бесспорна. К таким проблемам относятся и вопросы изучения мотивов выбора профессии и формирование мотивационной направленности у будущих абитуриентов на довузовском этапе.

Мотивация выбора профессии и дальнейшее профессиональное становление личности тесным образом связаны с профессиональным самосознанием. Профессиональное самосознание рассматривается как компонент целостного самосознания личности, как субъективная основа выбора профессии, объективная оценка личностью своих возможностей, способностей и их соответствия требованиям профессии. Оно формируется в процессе приобретения знаний о профессиях, а главное – включает весь арсенал знаний человека о себе.

Определенный интерес в рамках рассматриваемой темы для сравнения и выводов представляют результаты исследований, которые проводились Национальным институтом образования Республики Беларусь. В процессе исследования выяснилось, что современные выпускники средней общеобразовательной школы мало знают о профессиях, с которых надо выбирать собственную, большинство из них не смогли дать характеристику выбранной профессии по четырем классификационным признакам – предмет, цель, средства, условия работы. Только третья часть опрошенных назвали 2–3 личных качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Вопрос: “Какие требования предъявляет выбранная профессия к личным качествам человека, состоянию его здоровья” – в основном остался без ответа. Приоритет был отдан профессиям врача, таможеника, юриста, продавца, бармена, экономиста. Остальные профессии назывались в единичных ответах. 70% опрошенных считают, что выбранная профессия в наибольшей степени соответствует их способностям, 55 – называют ее своим призванием, 45 – выбрали ее из-за престижности, 32 – привлекает высокая оплата труда, 28 – возможность профессионального роста, 13% – потребности города в кадрах.

Каковы же мотивы выбора профессии библиотекаря-библиографа? Исследование проводилось среди студентов первого и пятого курсов факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры. Из числа опрошенных (общее количество – 101 человек): для 22% выбор профессии был случайным, для 48% вызван необходимостью получения высшего образования, для 5% сделан родителями, и только для 19% он был осознанным и целенаправленным, для 8% определялся семейными традициями.

Среди тех, кто повлиял на выбор профессии, больший процент составляют родители – 17%, сотрудники библиотек – 7%, школа, учителя – 1%.

Психологи рекомендуют при оценке мотивации учитывать три типа существующей профессиональной мотивации:

- доминантный – ценностные ориентации согласуются с реальным профессиональным поведением личности, это значит имеется устойчивый интерес к профессии, увлечение профессией, любовь к литературе, коммуникативные способности, стремление к данному виду деятельности, престиж профессии и т.д.;

- ситуативный – здесь проявляется приоритетное влияние привходящих жизненных обстоятельств при выборе профессии, которые, как правило, не согласуются с ценностными ориентациями личности (включает в себя такие показатели, как случайные обстоятельства жизни, материальные соображения и некоторые другие);

- конформистский – определяется, когда происходит такое взаимодействие субъекта с группой (или отдельными лицами), в результате которого непроизвольно, без критического анализа изменяется мотивация: выбор профессии осуществляется с разной степенью добровольности, что связано с высоким уровнем тревожности личности, неуверенностью в себе, в своих способностях, а также с низким уровнем социальной зрелости. В результате возникает неверие в собственные силы и доверие к мнению окружающих, полная (или частичная) идентификация своих мотивов с другими. В результате затухают творческие процессы личности.

Качество образования непосредственно зависит от наличия позитивной мотивации, что с необходимостью предусматривает осознание ее особой значимости для получения образования. В психологии давно установлено, что даже нейтральная мотивация, не говоря уже об отрицательной, блокирует познавательный и образовательный процесс, резко снижает его эффективность. А по результатам нашего опроса только каждый третий студент имеет доминантный тип профессиональной мотивации.

Среди привлекательных сторон профессии библиотекаря большинство опрошенных выделяет возможность работы с литературой, возможность получения любой информации – 37%; 30% отмечают общение с другими людьми. Среди выпускников достаточно высокий процент тех, кто отметил, что профессия библиотекаря способствует разностороннему развитию, начитанности, грамотности – 35%. Объяснимо, что привлекатальные стороны профессии в большей степени определили выпускники, среди которых называли и такие как возможность оказать помощь собственным детям в учебе, возможность постоянного самосовершенствования и т.д.

В связи с полученными данными можно констатировать, что перед преподавателями факультета стоит задача уже в ходе учебного процесса формировать, усиливать положительное отношение к профессии, раскрывать ее сущность, привлекательные стороны, формировать стабильную мотивацию к познавательной профессиональной деятельности.

Особое внимание необходимо уделить работе со студентами первого курса, процессу их адаптации к условиям вуза. Преподавателям необходимо стремиться обеспечить их профессиональную адаптацию к учебно-познавательной деятельности, к содержанию и отдельным компонентам учебного процесса, особенностям избранной профессии в соответствии с личностными качествами и ценностными ориентациями; дидактическую адаптацию, которая обеспечивает преемственность в системе “школа-вуз”, формирование самостоятельности в учебной и научной работе, потребности в самоконтроле, самообразовании и самовоспитании; социально-психологическую адаптацию путем формирования хороших межличностных отношений с членами учебной группы, студентами старших курсов факультета, преподавателями.

Значительную роль в реализации указанных форм адаптации должны сыграть курс “Введение в специальность”, профессионально-воспитательная направленность преподавания специальных дисциплин, воспитательная работа кураторов, специальных кафедр. Учитывая тот факт, что в курсе “Введение в специальность” только 2 часа отводится на знакомство студентов с будущей профессией, актуальным представляется в силу сложившейся ситуации введение в учебный план такой дисциплины как “Библиотечная профессиология”, которая была бы направлена на формирование у студентов профессионального сознания, глубокого понимания сущности, значимости, роли и особенностей библиотечной профессии.

Итоги нашего исследования приводят также к выводу о необходимости пересмотра подходов к профориентационной деятельности со стороны университета.

В программном документе ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования” (Париж, 1995 г.) отмечается, что обеспечение качества знаний студентов в высшей школе зависит в основном от их способностей и мотивации, полученных при окончании школы, поэтому необходимо вновь вернуться к вопросам связей высшей и средней школы, консультирования и ориентации учащихся, а также воспитания у студентов повышенного чувства ответственности перед обществом, особенно у тех, которые пользуются государственной поддержкой.

Вузы должны определить содержание, формы своей профориентационной деятельности. Причем, профориентационная работа должна проводиться не разрозненными собственными мероприятиями, а включаться в систему учебно-профориентационной и внеучебной профориентационной работы, должен использоваться потенциал существующих субъектов, среди которых республиканский центр профориентационной деятельности, центры по консультированию выпускников при выборе профессии, СМИ и др.

При планировании профориентационной работы необходимо учитывать научные разработки и ориентироваться на следующие компоненты, которые исследователи выделяют при системном подходе к профориентационной работе: формирование профессионального самосознания, профессиональное самоопределение, обеспечение гуманизации производства. Необходимо учитывать и результаты проводимых социологических исследований.

Вузы, заботясь о подготовке “своего абитуриента”, должны вести информирование о профессиях дифференцированно с учетом подготовки материалов в помощь школьникам, учителям, школьным библиотекарям, родителям, сотрудникам центров профориентационной работы.

Необходимо более активно использовать средства массовой информации, причем, такие программы телевидения и страницы периодических изданий, которые смотрят и читают именно вышеназванные субъекты, которые оказывают значительное влияние на профессиональное самоопределение школьников, и сами школьники, в первую очередь.

Актуально использование возможностей сетевых информационных технологий, размещение информации о библиотечной профессии на сайты учреждений, которые информируют школьников о различных профессиях, а также создание собственных информационных сайтов о факультетах, о выпускниках и их достижениях и т.д., включая и страницы, целенаправленно подготовленные в помощь будущим абитуриентам. С целью избавления многих жителей страны от довольно узкого представления о профессии библиотекаря-библиографа, связанного только с процессом выдачи книг, а главное – в помощь профессиональному самоопределению школьников, необходима разработка профессиограмм библиотечных специалистов с учетом их специализаций, выполняемых функций, используемых средств (в том числе и технических, автоматизированных), новых технологических особенностей осуществления различных процессов библиотечно-библиографической деятельности, условий работы, которые характерны для современной профессии библиотекаря-библиографа.

Педагогически целесообразно в большей степени развивать учебную и внеучебную допрофессиональную подготовку школьников путем создания в школах “библиотечных классов”, формирования актива школьных библиотек с числа школьников. Значительный потенциал имеет также функционирование при библиотеках учебно-производственных комбинатов, в которых библиотекари центральных библиотек ЦБС на протяжении двух лет преподают для школьников библиотековедческие и библиографоведческие дисциплины, организуют практические занятия, выдают свидетельства об окончании. По существу происходит начальное обучение библиотечной профессии. К сожалению, этим формам работы мало уделяется внимания со стороны профессиональных учебных заведений: нет обобщения опыта их работы, не изучена эффективность их работы, не уделяется внимания оказанию информационно-методической поддержке; возможно было бы при зачислении в учебные заведения найти форму учета рекомендаций библиотек выпускникам учебно-производственных комбинатов. Именно такой допрофессиональный опыт и содействует профильному выбору профессии и профессиональному самоопределению школьников.

К профориентационной работе необходимо более основательно готовить библиотекарей школьных библиотек, используя как организованные формы обучения, так и систему повышения квалификации. Без интеграции усилий образовательных учреждений и библиотек, именно тех, которые наглядно и ежедневно формируют имидж профессии и могут раскрыть перед школьниками не только ее внешнюю сторону, невозможно повысить результативность проф-ориентационной работы.

Hosted by uCoz