Агеева Г.М.

ЛИЧНОСТНО-КРЕАТИВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация общества, компьютеризация библиотечно-библиографических процессов, активное повсеместное внедрение новых технологий выступили решающим фактором в переосмыслении содержания библиографической профессии. Понятно, что подготовка специалистов для информационно-библиографической среды должна вестись с учетом этих реалий.

Однако содержание библиотечно-библиографического образования затрагивает перемены не только технологического характера. Информатизация вызывает повышение творческой активности людей, инновационности многих процессов жизни общества. Сегодняшним студентам в скором времени придется искать точки соприкосновения традиционного библиографического труда и новых технологий, обеспечить их преемственность и взаимодействие. В связи с этим профессиональное образование ставит своей целью формирование у специалистов нового информационного мышления, открытого для внедрения нетрадиционных методов работы, обучение методологии творческой деятельности личности.

Именно творческая личность конкретного человека или креативная группа определяют “лицо” той или иной профессии, осуществляют принципиальные моменты ее развития. Движущей силой профессионального прогресса и источником развития конкретного человека является его творческий потенциал.

Творческий потенциал – “это психоэнергетическое напряжение, возникающее между устремлениями, возможностями и реальной жизнью человека. Он реализуется в рефлексивно-творческом усилии”. “Если усилия человека превосходят по величине его наличные возможности (т.е. стремления и ценности человека выше, чем его актуальные ресурсы), то в этом случае человек собственными усилиями увеличивает свои ресурсы и возможности…, проявляя творческий потенциал, одновременно его и наращивает”.

Результаты многолетних исследований, посвященных изучению креативности и ее коррелятов, свидетельствуют, что на уровень креативных способностей человека и степень их актуализации оказывает влияние комплекс переменных: когнитивных, личностных, мотивационных и ситуационных. Таким образом, креативность не является прямо коррелирующей с развитием интеллекта, а характеризуется большим влиянием мотивационных и личностных компонентов.

На это и необходимо сделать упор в процессе обучения: сформировать ярко выраженную мотивацию и создать условия (в том числе и посредством методического обеспечения) для раскрытия направленности личности, реализации ее созидательных усилий и творческих дерзаний. Причем мотивы могут быть на уровне рефлексов: самовыражения, стремления к признанию окружающими и т.д. И конечно, – более глубокая профессиональная мотивация.

“Исходя из рефлексивно-гуманистической концепции, творчеству невозможно обучить, нельзя сформировать творческую способность как какой-нибудь навык или сумму знаний и умений. Искушенность в творчестве предполагает необходимость искушения творчеством, совлечения на творчество всего существа человека…”. В связи с этим возникает важный вопрос о роли среды (школы) в воспитании творческих способностей.

Увеличение элементов креативности в любой деятельности требует большей степени взаимодействия, преодоления дискретности профессионального пространства. Состояние библиографического сообщества региона имеет в этом смысле большое значение, поскольку изучение теории и практики без опыта специалистов, работающих в отрасли, непродуктивно. Кроме того, это взаимодействие на личностном уровне позволяет выявить аспекты, формирующие менталитет библиографа, скрытые механизмы, обусловившие этот жизненный выбор.

Еще такой момент. “Для достижения высококреативного результата индивид должен быть открыт внешним впечатлениям, общителен, с живым откликом на все окружающее. Согласно второй точке зрения: только самоуглубленный анализ, погруженность в свой внутренний мир, отстраненность от всего обыденного позволяют достичь той высокой степени сосредоточения, которая характерна для настоящего творца”. Профессиональное библиотечно-библиографическое сознание в этом смысле уникально, так как предоставляет возможности для реализации обоих направлений: библиотека традиционно позиционировалась как центр общения, высококоммуникативная структура и одновременно как способ “бегства” от стремительности жизни и ряда ее проблем, условие для рефлексии.

Креативность всегда личностна, это потребностное поисково-преобразовательное отношение личности. И ее характеристики: инициативность, самостоятельность – показатели проявления креативности.

Одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса является обращение к личности будущего специалиста. Это составляющая общей культурной парадигмы современности: от массового сознания к индивидуальным мирам. А.И. Каптерев, профессор МГУКИ, в связи с этим высказывает следующую мысль: “Показателем профессионализма являются отнюдь не знания сами по себе, даже самые передовые, но особые личностные качества, и, в первую очередь, развитые творческие способности, повышенная чувствительность ко всему передовому, инициативность, безусловно, базирующаяся на высокой интеллектуальной культуре и сама становящаяся стороной этой культуры”. Профессионализм субъективен и вариативен, личностно и эмоционально окрашен.

Не случайно сейчас придается все большее значение “персональным” проявлениям: появляются авторские программы чтения, актуализируется понятие “авторская библиография”. По определению И.Г. Моргенштерна, это “единство замысла, процесса реализации и результата личностного отношения библиографа к предмету библиографирования”. И далее – “душа библиографического пособия – прежде всего в выбранном предмете, его содержании, структуре, организации информации”. Ситуация меняется в сторону повсеместного просвечивания личностного начала, активизируется процесс “очеловечивания” библиографического труда (юбилейные статьи в профессиональной прессе раскрывают не только вклад в науку и практику, но и “человеческий портрет” – периоды жизни, пристрастия, даже стихи, выводя увлечение библиографией как органичную часть личности). Появились фундаментальные произведения мемуарной библиотечно-библиографической прозы (например, монография Т.Ф. Каратыгиной “Портреты учителей в зеркале уше-дшего века”.–М.: МГУКИ, 2002), где также активизирован личностный срез. Задействование в учебном процессе документов подобных жанров представляется продуктивным.

Практическая библиографическая деятельность имеет ярко выраженную творческую природу, разнообразна, насыщена интересными моментами, обогащает новыми знаниями, развивает. Это один из самых сложных и в технологическом и в интеллектуальном отношении среди библиотечных процессов. Библиографические структуры в библиотеках традиционно позиционировались как элитные, избранные. И во многом именно с библиографией связывается будущее библиотек, точки роста библиотечно-библиографической профессии (ее возможности и достижения в работе с любыми документами, структурировании знания могут быть полезны в освоении и организации информационного пространства, Интернет-ресурсов).

Изучение теоретических библиографических курсов может быть не менее привлекательным. Именно здесь содержатся большие возможности по пробуждению интереса к изучаемой дисциплине посредством создания некой искусственной среды, творческой атмосферы, пусть и оторванной от реальной практики (тесная связь: теория – практика не всегда однозначно благотворна), имеющей целью поднятие престижа библиотечно-библиографической профессии. Результаты любой деятельности во многом зависят от самоощущения и самооценки специалиста. А восприятие себя как человека творческого, вера в свои силы как квалифицированного информационного специалиста, переосмысление “бремени” профессии как блага и ценности – качества, которые должно сформировать библиографическое образование.

Важная роль в этой связи отводится новым образовательным технологиям, направленным на активное освоение студентами специальных дисциплин. В профессиональной печати в последнее время представлены разнообразные материалы по использованию инновационных форм (деловых игр, библиографических конкурсов, тестовой системы и т.д.) в учебном процессе.

Таким образом, личностно-креативная составляющая является важной характеристикой библиографа-профессионала. С ее активизацией во многом связывается будущее профессии: оптимизация содержания, корректировка направленности и т.д. И векторы развития библиотечно-библиографического образования, его приоритеты должны быть определены с учетом этой тенденции.

Hosted by uCoz